Выдвигающееся меню

Автор Башкирова Виктория Юрьевна   
26.04.2020 г.

Автор: Башкирова Виктория Юрьевна, Педагог-организатор МБУ ДО ЦВР «Поиск» г.о.Самара

Инструменты реализации конвергентного подхода при реализации дополнительной образовательной программы

Конвергентное образование – это целенаправленный процесс формирования ключевых компетенций воспитанников, которые необходимы для жизни и трудовой деятельности в эпоху конвергентных технологий. Это ценностно-смысловые, социально-трудовые, учебно-познавательные, коммуникативные компетенции. Конвергентные технологии подразумевают стирание междисциплинарных граней, некое взаимопроникновение разного рода наук, ведущее к новому уровню социально-экономического развития общества в будущем.

XXI век – это время формирования нового представления о знаниях и технологиях их распространения. Существенно меняются требования современного общества к результату школьного образования. При быстром «старении» информации необходим интенсивный путь приращения новых знаний, умений, навыков. Выпускнику образовательного учреждения важно получить ориентиры, указывающие на то, что и как нужно делать не только для решения учебной, но и конкретной практической задачи. Многие из них, неплохо владея информацией и имея опыт решения проблем в условиях учебной деятельности, не умеют самоопределяться в сложных жизненных ситуациях и в недостаточной степени владеют специальными умениями и навыками, необходимыми для успешного разрешения возникающих при интеграции в поликультурное общество проблем.

Новые информационные технологии притесняют классическую систему образования, предлагая ей современные средства и методы обработки больших объемов информации, с которыми учащиеся сталкиваются на уроках и в повседневной жизни. Но здесь недостаточно знаний в рамках школьного курса информатики. Необходимы умения использовать программы Microsoft Office: Excel, Word, Power Point на других уроках. Владея обрывочными знаниями в рамках одного учебного предмета, учащиеся оказываются неспособными перенести эти знания в другой предмет, установить связь между понятиями, законами, методами для решения более широкой проблемы. Частично в этом виновато преобладающее сегодня клиповое мышление, которое подразумевает  способность краткого и красочного восприятия окружающего мира посредством короткого, яркого посыла, воплощенного в форме видеоклипа или теленовостей.

Поэтому одним из направлений развития современного образования становится его переориентация на междисциплинарность. Причем, это не смена деятельности и не простое перенесение знаний или действий, которые усвоили учащиеся, из одного предмета на другой для ликвидации утомительных повторных объяснений уже известного, или для ускорения процесса обучения, закрепления знаний, умений и навыков. Междисциплинарность предполагает ряд условий координации взаимодействия.

Это влечет за собой необходимость воспитания личности сегодняшнего учащегося в призме конвергентного образования, то есть, с учетом того, что в будущем ему нужно быть социально адаптированным к требованиям социума. Дополнительное образование, как нельзя лучше, предназначено для данного процесса.

Формирование условий для получения конвергентного образования является важным и актуальным фактором для современной образовательной системы, в том числе, в сфере дополнительного образования.

Обучение дополнительным навыкам и умениям в направлении разностороннего творческого развития личности, получение дополнительных знаний, помимо школьной программы, расширяет кругозор учащегося. Что позволяет сформировать ряд социальных и предпрофессиональных компетенций, делая молодого человека адаптированным к получению и углублению знаний по разным направлениям деятельности, их интеграции в практике, постоянному росту и самосовершенствованию личности. Обязательным требованием современного социума является обучение базовым навыкам информационных технологий в рамках преподавания учебного курса, совмещение их с основным учебным материалом образовательной программы.  

Так, например, особенно актуально внедрение цифровых технологий в разных видах дополнительной образовательной деятельности, будь то занятие хореографией, изобразительным или театральным искусством, спортом или интеллектуальной работой. Цифровые технологии сегодня активно проникают во все сферы жизни, внося свои правки в формат деятельности и образования. Современные дети и подростки, несомненно, растут с гаджетами в руках, но при этом далеко не всегда знают, как применить их ширину возможностей в образовательном процессе, как извлечь максимум пользы и создать что-то новое.  Особенности развития современных детей напрямую связаны с индустриальными и технологическими процессами в мире. Дети легко и быстро разбираются в гаджетах, девайсах, компьютерных играх. Поколение «Z» – вот как их официально называют. Это поколение мультимедийных технологий. Это поколение, родившееся в информационном обществе. Людей этого поколения отличает, прежде всего, максимальная приближенность к информации, с которой они умеют отлично работать. Дети сейчас фактически рождаются с мобильным телефоном в руках, а первой игрушкой для них становится компьютер. Поколение «Z» мыслит совершенно иными категориями. Образ их мыслей отличается фрагментарностью, а в некоторых вопросах, поверхностностью. Они быстрее развиваются, значительно быстрее, чем дети этого возраста 10-15 лет назад.

Поколение «Z» обитает в виртуальном мире.

Отсюда сама собой вытекает необходимость внедрения информационных технологий в процесс дополнительного образования.
Конвергентный подход к образовательному процессу также необходим для раздвигания рамок клипового мышления, перехода от фрагментарности к целостности. Более того, междисциплинарный синтез при обучении делает процесс интереснее для учащихся. Так, например, синтез праздничной обрядовости с хореографией и вокалом, делает изучение традиций и обрядов старины гораздо интереснее и продуктивнее. Сегодня всё больше набирают обороты занятия по скорочтению или ментальной арифметике в учреждениях дополнительного образования, так как это помогает в освоении школьной программы. Развитие творческого мышления, которое происходит на занятиях по дополнительным образовательным программам, также помогает в решении ряда практических задач при обучении в школе.

Конвергентный подход к образованию поможет учащемуся максимально овладевать практическими навыками и умениями, расширять и менять рамки пониманий и умений.  Особенно актуальным в современный момент времени является умение быстро менять профиль и формат деятельности, ведь быстро идущий технический прогресс меняет рынок труда, ликвидируя какие-то профессии за ненадобностью или же переформатируя их полностью в своей сути. Таким образом, согласно исследованиям, современным школьникам в будущем нужно будет сменить около десяти профессий за свою жизнь. Сохранить конкурентоспособность, умение ориентироваться в ситуации, оставаться в активной жизненной позиции постоянно и быстро менять виды деятельности – вот перечень жизненных навыков, очень нужных учащимся в будущем. Именно на их выработку, максимально практичный подход к реализации своих умений и направлено междисциплинарное образование. Проще говоря, чем больше навыков и умений есть у будущего члена общества сегодня, тем лучше для него.

Также, не следует забывать, что дополнительное образование может быть хорошим помощником в процессе перевода полученных в рамках школьной программы знаний и умений в плоскость практики. Учащийся, получая знания в стенах учреждения дополнительного образования, приобретает предпрофессиональные навыки, которые в дальнейшем могут повлиять на выбор профессии, его деятельность и круг интересов.

Таким образом, можно сделать вывод, что система дополнительного образования сегодня должна быть максимально ориентирована на конвергентный подход к образовательному процессу, максимально учитывая при этом актуальные требования социума для воспитания социально адаптированной, конкурентоспособной, активной и разносторонне развитой личности.  


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.    Бим-Бад, Б.М. Психология и педагогика: Просто о сложном: Популярные очерки и этюды / Б.М. Бим-Бад. - М.: МПСУ, МОДЭК, 2018. - 144 c.
2.    Водопьянов, В. ВПС: Психология и педагогика. / В. Водопьянов. - М.: Приор, 2017. - 96 c.
3.    Ечка, Е.М., Литвинова Т.Н. Междисциплинарный подход в науке и образовании / Е.М.Ечка, Т.Н.Литвинова - https://www.archilab.online/konferentsii-2015-goda/40-2015-i/467-mezhdistsiplinarnyj-podkhod-v-nauke-i-obrazovanii

© 2024. Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр внешкольной работы «Поиск» городского округа Самара