Особенности реализации образовательной программы в дистанционных и сетевых формах
Автор Башкирова Виктория Юрьевна | |
26.04.2020 г. | |
Автор: Башкирова Виктория Юрьевна, педагог-организатор МБУ ДО ЦВР «Поиск» г.о.Самара Процесс развития информационных технологий, цифрового пространства, которые всё больше перемещают поле жизни и работы в сеть Интернет, накладывает свой отпечаток на активное внедрение дистанционных и сетевых технологий в сферу образования, как основного, так и дополнительного. В современном мире информационные технологии наполнили собой все сферы жизни человека, и сфера образования не является исключением. Использование интернет технологий и дистанционного обучения не рассматривается сейчас как нечто новое. На сегодняшний день дистанционное обучение позволяет взглянуть на процесс получения образования с другой стороны. С появлением интернета у людей появилась возможность прямого доступа к различным ресурсам, находящимся в сети. Потенциал таких технологий очень высок, ни одна область деятельности человека сейчас не функционирует без информационных технологий. Результаты общественного прогресса, ранее сосредоточенные в сфере технологий, сегодня концентрируются в информационной сфере. Наступила эра информатики. Активное их использование в образовании дало старт дистанционному обучению. На сегодняшний день организация образовательного процесса в дистанционном формате становится крайне актуальной. Главная причина, объясняющая данный процесс, это - удобство организации обучения. Имея доступ к гаджету, учащийся может получать новые знания и навыки, не выходя из дома, или же, напротив, находясь в отъезде, в период болезни или общего карантина. Дистанционная форма обучения дает сегодня возможность создания систем массового непрерывного самообучения, всеобщего обмена информацией, независимо от временных и пространственных поясов. Кроме того, системы дистанционного образования дают равные возможности всем людям независимо от их социального положения и места жительства. Дистанционное обучение значительно расширяет образовательные возможности, особенно для тех детей, которые проживают в небольших городах или сельской местности. Не нужно прерывать процесс. Кроме того, работая дистанционно, педагог фактически занимается с учащимся индивидуально. Нет шума, привычных факторов рассеивания внимания, которые естественным образом присутствуют на занятиях в образовательных учреждениях. Кроме того, если говорить об образовании дополнительном, то есть моменте, когда учащийся и его родители могут самостоятельно выбирать направление деятельности и педагога для обучения, есть еще один весомый плюс – можно сделать выбор в сторону специалиста высокого уровня, находящегося территориально удаленно. Так, учащийся, имеющий незаурядные способности, но проживающий в отдаленной местности или провинции, может работать под руководством профессионала-педагога высокого уровня, проживающего в другом городе или даже регионе. Обучение с использованием дистанционного формата станет прекрасной возможностью для получения всестороннего качественного образования для жителей малых городов и сельской местности. Профессиональные требования к педагогу сегодня сложились таким образом, что владение дистанционными и сетевыми технологиями сегодня является обязательным условием сохранения профессиональной конкурентоспособности и уровня подготовки. Развитие информационных технологий в настоящий момент можно характеризовать как максимально активный. Исходя из того, что профессиональные знания стареют очень быстро, необходимо их постоянное совершенствование. Владение технологиями дистанционной организации образовательного процесса обязательно для современного педагога, независимо от возраста, направления деятельности, ее специфики. Рассмотрим, какая последовательность действий нужна для организации работы в дистанционном режиме в системе дополнительного образования. В начале работы по реализации любой образовательной программы в дистанционном режиме, необходимо определить, какие платформы и сетевые ресурсы сети Интернет педагог будет использовать. В качестве таких информационных площадок могут быть использованы привычные программы для видеосвязи, как, например, Скайп, Вайбер, Ватсапп. Данные мессенджеры прекрасно подходят для уроков в онлайн-режиме. Можно работать с привычными для всех социальными сетями «В Контакте», «Одноклассники», «Инстаграмм», «Твиттер», «Фейсбук». В данном случае, педагогу нужно создать специальное сообщество для реализации программы (если мы говорим о сетях «В Контакте» и «Одноклассники») или же отдельный рабочий аккаунт (страничку). Этот способ организации дистанционной работы подойдет для сетей «Инстаграмм», «Твиттер», «Фейсбук». Сегодня разработано немало специальных платформ в сети «Интернет», которые позволят организовать образовательный процесс более удобно и продуктивно, так как они специально предназначены для образовательного процесса. Основными из них являются: Moodle, Ё-Стади, Оксфорд, Учи.ру, Открытый класс. Рассмотрим более подробно, какие особенности имеет дистанционный и сетевой формат реализации программ технической направленности. Независимо от того, какими информационными ресурсами педагог воспользуется, в первую очередь, необходим обширный, разработанный в направлении цифрового образования, учебно-методический комплекс, которым учащиеся могут воспользоваться самостоятельно. Это могут быть книги, статьи, шаблоны, видео-уроки, мастер-классы, презентации, поэтапно знакомящие с технологией изготовления чего-либо. Нынешние дети и подростки обладают клиповым мышлением, находятся в постоянной тесной связи с гаджетами. Им гораздо легче и интереснее, когда учебный материал подается в форме фото или видео. При этом нельзя полностью исключать «живое» общение с педагогом на уровне видеосвязи, телефонного разговора, так как ученику необходимо чувствовать поддержку наставника, его реальное присутствие. Для программ художественной направленности спектр инструментов, используемых при дистанционной работе, намного уже: видео-уроки и видеосвязь, например, по Скайпу. Причем, педагог может записывать авторские видеоматериалы, или же работать с существующими видео-уроками, доступными к использованию. При реализации дополнительной образовательной программы в дистанционном режиме важно соблюдение следующей схемы: подача первичных знаний от педагога (в видео-формате, печатном материале, аудиозаписи и т.п.) – определение задания для учащегося, позволяющее увидеть степень усвоения знаний – обратная связь от учащегося (выполнение задания в видео-формате, печатном материале, аудиозаписи и т.п.) – обратная связь от педагога по работе над ошибками – повторная работа учащегося до максимально положительного результата. Причем, последний пункт очень индивидуален, ведь каждому учащему нужно разное количество времени и работы над ошибками, чтобы достичь нужного уровня. Если данная цепь в деятельности прерывается, то и усвоение программы ставится в тупик. Большую роль играет и степень владения педагога информационными технологиями. Современные дети и подростки пользуются гаджетами, для них это естественный процесс, не вызывающий сомнений и затруднений. Но для педагога не всегда всё так просто: как правило, ряд технических вопросов вызывает ряд сложностей. И это тоже усложняет процесс усвоения программы. Отвлечение на технические неполадки, прерывание связи, потеря времени на их устранение – всё это враги успешного усвоения информации. Вывод: прежде чем приступить к реализации программы в дистанционном формате, необходимо решить вопрос с наличием стабильной высокоскоростной Интернет-связи. Из всего вышесказанного можно сделать вывод: владение информационными технологиями, позволяющими переводить образовательный процесс в дистанционный и сетевой формат, будь то основная форма работы или дополнение к очному обучению, необходимо для любого современного педагога дополнительного образования. Необходимо, как требование времени, социума, профессии. |