"Технологии здоровьесбережение в системе дополнительного образования детей"
В настоящее время задача сохранения здоровья детей является очень важной в жизни общества.
Результаты соц. исследований показывают, что в системе ценностей подростков в России здоровье не поднимается выше 9-го места. То есть, одной из главных задач образовательных учреждений становится задача воспитания у детей стремления к здоровому образу жизни. Задача преподавателя – научить методам сохранения своего здоровья, применяя в своей пед-деятельности правдивую, научно обоснованную и достоверную информацию.
Здоровый образ жизни – это методы и способы жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют естественные возможности организма, способствуя успешному выполнению своих социальных и профессиональных функций вне зависимости от политических, экономических и социально-психологических форс-мажоров.
Одним из направлений развития центра дополнительного образования «Поиск» г.о. Самары являются здоровьесберегающие технологии, фундаментальной основой которых является регулярное проектирование деятельности по сохранению здоровья с 99 процентным достижением цели, состоящей, как минимум из 3-х задач:
1. Единство состояния здоровья и успех в обучении.
2. Соответствие возможностей учащегося и предъявляемых к нему требований.
3. Бережного отношения к здоровью.
Предполагаемый результат этих технологий – привитие детям навыков саморегуляции, способности совершать осознанный выбор по отношению к собственному здоровью.
Создание условий для здорового развития детей предусматривает:
- следование физиологическим основам учебно-воспитательного процесса (учет времени трудоспособности, утомляемости, физкультурные минутки, учебная нагрузка);
- гигиеническая оценка условий и технологий обучения (воздушно-тепловой, световой режим; режим и организация учебно-воспитательного процесса, физического воспитания, питания; санитарно-противоэпидемический режим);
- привитие здорового образа жизни;
- внедрение медицинских, физиотерапевтических, психолого-педагогических методов коррекции;
- разработка оздоровительных программ.
Наиболее целостно объединяет учебную и внеучебную сферы деятельности учащегося в условиях учебного сообщества общеобразовательное учреждение, функционирующие в режиме полного дня. Режим полного дня содействует формированию образовательного пространства учреждения, объединению в единый функциональный комплекс образовательных и оздоровительных процессов.
Культуру здоровья человека можно понимать как критерий личностного роста, условие и фактор его нормальной жизнедеятельности, коммуникабельности, творческого потенциала. Культура здоровья в деятельности учреждения допобразования, работающего над проблемой здоровья учащихся, занимает достойное место в содержании всего процесса дополнительного образования.
Необходимость серьезно заниматься формированием культуры здоровья в системе дополнительного образования обусловлена рядом объективных причин:
- фундамент здоровья человека закладывается в детстве, а, следовательно, здоровые интересы, потребность к физическому совершенствованию, ценностное отношение к здоровью целесообразно начать развивать именно в этот период;
- в детском и подростковом возрасте закладываются и основы здорового образа жизни, как система норм и правил, усваиваемых и осознаваемых ребенком в специально проецируемой деятельности;
- школьный период в развитии наиболее синзетивен в формировании ключевых знаний об особенностях развития человеческого организма, о факторах и способах сохранения и развития здоровья.
Здоровье – это тот опыт жизнедеятельности, который бесполезно передавать как простую сумму научных понятий, факторов, теорий, комплексных технологий. Наиболее результативно – организация деятельности, в рамках которой изучается и апробируется опыт, накопленный человечеством за многовековую практику оздоровительной и здоровьесберегающей деятельности.
В дополнительном образовании – творчеством и самовыражением учащихся через интересующие их направления. Центр "Поиск" предоставляет широкий выбор направлений видов деятельности:
- Военно-патриотическое
- Естественно-научное
- Культурологическое
- Межнациональное
- Информационные технологии
- Спортивно-оздоровительное
- Художественно-эстетическое и другие.
В различных видах дополнительного образования многие посещают несколько объединений. Работа объединений планируется в соответствии с образовательными программами. Их реализация идет непосредственно через занятия. Форму занятий выбирает сам педагог в соответствии с задачами и исходя из психофизиологической целесообразности. Широко используются как общеизвестные педагогические технологии, так и педагогическая технология на основе личностной ориентации педпроцесса (педагогика сотрудничества, личностно-ориентированный подход, технология разноуровневой дифференциации, музейная педагогика, игровые технологии), вплоть до обучения культуры питания, диеты.
Здоровьесберегающая работа включает и психологическое здоровье учащихся. Психологами проводятся индивидуальные беседы и консультации с детьми, испытывающими трудности в учебе и в коммуникации. Решение проблем некоторых учащихся происходит путем психологических тренингов, которые проводятся на занятиях в блоке дополнительного образования в группах общения.
Таким образом, дополнительное образование вносит весомый вклад в образовательный процесс, в воспитание и оздоровление детей. Занятия в спортивных объединениях, в творческих клубах, в кружках по интересам служат основой в закладке монолита здоровья, высокого уровня физической и умственной работоспособности. Система внешкольной занятости детей, сложившаяся в ЦВР «Поиск», направлена на то, чтобы жизнь детей стала интересной и полезной.