Выдвигающееся меню

  Печать
Автор Давыдов Алексей   
09.03.2015 г.

«Формирование самодисциплины на занятиях по рукопашному бою в системе дополнительного образования»

Выполнил: Давыдов Алексей Станиславович
Педагог-организатор, педагог дополнительного образования
МБОУ ДОД ЦВР «Поиск» г.о. Самара

Формирование самодисциплины на занятиях по рукопашному бою в системе дополнительного образования.

I. Вводная часть

1. Актуальность

     Современная ситуация в России и Самаре характеризуется наличием ряда социальных проблем в решении которых значительная роль может принадлежать подростковым клубам по месту жительства. Что это за проблемы? Если коротко: здоровье, общение, организация досуга детей, подростков и молодёжи. А также взаимодействие с родителями по вопросам воспитания и взаимопонимания поколений.
Одной из основных проблем является снижение уровня здоровья подрастающего поколения.
В связи с вышесказанным, приоритетным является массовое приобщение детей и подростков к физической культуре и спорту, формирование потребности здорового образа жизни. В этом направлении нужна долгосрочная и целенаправленная работа. Приобретение воспитанниками знаний и опыта занятий в области физической культуры и спорта, современных здоровье сберегающих технологий.
Следует выделить как особую задачу – формирование мировоззрения. Ведь когда на протяжении долгого времени, занимаясь в секции рукопашного боя (например), мальчик постепенно превращается в мужчину – изменяется и формируется не только его тело, но и мировосприятие.
Необходимо создавать условия для формирования активной жизненной позиции у воспитанников подростковых клубов, способности принимать самостоятельные осознанные и обдуманные решения и решать свои актуальные задачи самостоятельно, ставить и достигать цели. Понимания и принятия ими правовых и нравственных норм.
    Значимую роль в социальном мире играет понятие и чувство долга, связанного с определённой социальной ролью, (семейного, профессионального, гражданского, общечеловеческого). А точнее – выбор между материальной выгодой и/или удовольствием, с одной стороны, и чувством долга, с другой. Эта проблема для нашего общества очень актуальна – размеры коррупции угрожают безопасности государства.
    Ещё одна мировоззренческая проблема, о которой необходимо сказать – это гедонистические установки (ожидание получения быстрого и лёгкого удовольствия) и связанные с ними: наркомания, игровая зависимость, и др. вредные привычки, гиподинамия, уход в болезнь (мотив избегания неудач). 
    Удовольствие – это побочный продукт деятельности, в нашем случае связанной с боевыми искусствами.
Необходимо целенаправленно формировать мировосприятие у детей, подростков, юношей и девушек. В противном случае велика вероятность вовлечения молодого человека в секту или наркотическую зависимость. В настоящее время остро стоит проблема контроля сознанием как со стороны разного рода умельцев одиночек (мошенников, например) так и мощных тоталитарных организаций. И лучшая защита от этого зла – мировоззренческий иммунитет.
Решение этих задач потребует введения в образовательный процесс современных педагогических технологий, имеющих интерактивный характер, обеспечивающих самостоятельную деятельность учащихся, направленную на достижение определённой цели, и его самооценку.
    Должна претерпеть изменения и роль учителя: он должен исполнять роль организатора деятельности, консультанта, наставника, сопровождающего самостоятельную деятельность учащегося.
    Одной из основных функций педагогов, работающих в подростковых клубах, является именно воспитание детей и подростков, посещающих клуб (воспитанников).
    Личностные качества педагога, в контексте вышесказанного, имеют очень большое значение. Но не меньшее значение имеет и его социальный статус, и статус подросткового клуба, как социального института. А поскольку живем мы в материальном мире, то престиж во многом определяется материальной базой, финансированием и размером зарплаты.

Что важней? Дать набор узконаправленных знаний или заложить жизнеопределяющую программу (мировоззрение отдельного человека, а может быть и целого поколения). Второе представляется более важным, хотя и первое тоже необходимо.
Компетентностно ориентированный подход в современной системе образования частично решает эту проблему. Однако остаётся важный вопрос: зачем, для какой цели нужен набор ключевых компетентностей? Эту цель и нужно помочь сформировать молодому человеку.
Одним из наиболее любимых направлений спорта среди детей подростков и молодёжи являются различные единоборства. Рукопашный бой – продукт отечественных силовых структур, основанный на базе синтеза наиболее эффективных приёмов из многих единоборств: французский и английский бокс, дзю-дзютсу, дзю до, карате до, ушу  и др. По этому рукопашный бой является интересным видом спорта и наиболее практичен и эффективен для самозащиты.
Спортивные единоборства, в том числе и наше направление рукопашного боя, вышли из боевых искусств. В отличие от боевых, где целю может быть выполнение приказа, за счет жизни и здоровья противника и сохранность своей жизни так важна, как выполнение боевой задачи. В спортивных единоборствах, где побеждает тот, кто набрал больше балов по правилам РБ, например, сохранность жизни и здоровья спортсменов важная задача.
Человек, занимающийся единоборствами, особенно ещё не сформировавшийся морально и психически ребёнок или подросток, строит себя в соответствии с требованиями конкретной секции – жесткими принципами морали и нравственности. Рукопашный бой подходит для всех, кто хочет им заниматься (исключения – только серьёзные проблемы со здоровьем). Поможет им увидеть, что и для них есть вполне достойное место в  жизни. Стабильная потребность в занятиях физкультурой и спортом,  формируемая в детские годы, является залогом здорового образа жизни и важным воспитательным фактором. Занятия боевыми искусствами дают не только крепкое здоровье, но и уверенность в себе,  учат выдержанности и справедливости, создают предпосылки для успешного самовоспитания и социальной адаптации, это свой стиль, особый образ жизни, с детства приучающий человека к дисциплине, прежде всего внутри самого себя.

Скачать работу целиком.

© 2025. Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр внешкольной работы «Поиск» городского округа Самара