Выдвигающееся меню

Автор Гавриш Наталья Анатольевна   
26.06.2017 г.

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного  образования «Центр внешкольной работы «Поиск» городского округа Самара (МБУ ДО ЦВР «Поиск» г.о. Самара)

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС СОЗДАНИЯ КУКЛЫ В НАЦИОНАЛЬНОМ КОСТЮМЕ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ

Педагог дополнительного образования Гавриш Наталья Анатольевна

Аннотация

    Куклы и игрушки (особенно народная игрушка) обладают уникальным воспитательно-развивающим потенциалом, и становятся средством современного образования, что способствует лучшему усвоению учащимися знаний о других культурах; наблюдению общего и особенного в традициях, образе жизни, культурных ценностях народов; способствует воспитанию  уважения к культурному наследию нашего многонационального общества.
 
У любого человека есть прекрасная пора в жизни – Детство. Ощущение любви и защищенности в своей семье, когда от  беспомощного существа ребенок проходит путь к самостоятельности, когда развивается и обогащается внутренний мир ребенка. И этот мир формируется под влиянием взрослых, тех условий, где он живет и как воспитывается.  

Обращение к детству, к тем предметам, которые возвращают людей разных поколений к воспоминаниям о детстве - эта золотая нить нашей памяти, помогающая сохранить семейные истории, поддерживать традиции. Национальная культура представляет собой «совокупность материальных и духовных достижений народов, объединенных традициями совместного проживания, экономическими связями, государственностью, общим вкладом в науку, литературу и искусство.

Одним из элементов национальной культуры выступают предметы быта, национальные костюмы, народные игры, фольклор, куклы, игрушки… Именно традиционным игрушкам отводилась большая роль в воспитании и обучении детей. Связанная с укладом жизни семьи, игрушка являлась как бы проводником ребёнка в мир взрослых, готовила его к самостоятельности, воспитывала трудолюбие, хранила и передавала накопленный опыт от старшего поколения к младшему.
Интерес к народной культуре и ремеслам никогда не угасал. Так в конце 19 века, при магазине-издательстве А.И.Мамонтова «Детское воспитание» были созданы этнографические куклы в народных костюмах губерний и уездов Российской империи. В тот же период, в мастерской магазина, В.П. Звездочкин и С.В. Малютин создали первую русскую многосоставную фигурку, кукла была названа Матреной, матрешкой. С тех пор сохранилась традиция создания и собирания народной игрушки, которая воспринимается как произведение народного декоративно-прикладного искусства.
В учреждениях дополнительного образования предусматривается создание такой среды, когда педагогические усилия, направленные на приобщение подрастающего поколения к этнической, национальной и мировой культуре, способствуют формированию поликультурной личности. Изготовление куклы может стать началом работы в любом виде образовательной или досуговой деятельности. Педагог может работать с детьми над проектом в любом векторном направлении: либо это будет коллекция кукол для выставочной или музейной экспозиции; либо серия кукол, созданная для включения в игровую деятельность; либо создание кукол, используемых потом в других объединениях для углубления знаний и др.

Народная кукла сохраняет в своём образе самобытность и характерные национальные черты, являясь частью культурного наследия своих предков, дает возможность познакомиться с традициями, представлениями о добре и зле и многое другое.

Сейчас много информации о славянских обрядовых, обереговых куклах; проводятся обучающие семинары по изготовлению традиционной куклы. В ЦВР «Поиск» проводились мастер-классы по изготовлению народной  куклы, где демонстрировались работы учащихся, по окончании которых состоялись Круглые столы. Педагогическими работниками было высказано мнение о том, что работа учащихся по созданию таких декоративно-прикладных изделий открывает перед ними удивительный мир познания. Особенно, через процесс  создания кукол в национальных костюмах, учащиеся получают знания истории и краеведения, этнографии и искусства, риторики и литературы.

Сотрудничество ЦВР «Поиск» с национальными воскресными школами и этнообъединениями, образовательными учреждениями, привело к идее разработать и в последствии реализовать коллективный творческий проект «Добрый мир кукол народов Поволжья». Была сформирована группа  учащихся среднего школьного возраста. Определились с идейным замыслом: «Мы - представители разных национальностей, создаем  коллекцию кукол в национальных костюмах». Данная коллекция ляжет в основу экспозиции этнографического музея «Горница», действующего в Центре «Поиск».

Встал вопрос о выборе тематики: «С куклы какой национальности начинать создавать коллекцию?». Некоторые дети  были на профильной смене межнационального общения детей и подростков «Шире круг», которая в этом году была посвящена культуре народов Кавказа и Востока в Самарском Заволжье. Было предложено начать работу с изготовления кукол в грузинских костюмах.
В основе творческого проекта -  ролевое распределение на группы:
•    искусствоведы, которые набирают информационный материал из этнографических источников, литературы по искусству и краеведению,  художественный и наглядный материал;
•    дизайнеры, которые разрабатывают сюжетность парной композиции, внешний облик будущих кукольных моделей; определяются с масштабом куклы, изучают характерность и выразительность поз и жестов; выполняют эскизы и наброски, схемы; оформляют фон (декорации) для кукольной коллекции
•    мастера по изготовлению костюма детально изучают особенности костюма данного этноса. колористику, специфику национального декора в костюме; изготавливают костюм (одежду, обувь, головные уборы, сумки);
•    мастера изготовления кукол работают над созданием кукольного персонажа  и предметов быта (если необходимо);
•    экскурсоводы набирают сопровождающий материал; готовятся к экскурсионному представлению будущей коллекции кукол в национальных костюмах.

Работая над созданием творческого продукта «Куклы», учащиеся,  независимо от своей этнической принадлежности, нацелены на более вдумчивое и подробное изучение народных традиций изучаемой культуры, знакомится со своеобразием и колоритом национального костюма и направляет свой познавательный процесс на более  глубокое и вдумчивое изучение материала в исторической (краеведческой, этнографической, художественной и т.д.) области познания. Например, изучая культуру народа, сосредотачиваясь на истории народного костюма, участники проекта узнают, что традиционная одежда, как калейдоскоп, имеет множество ньюансов, не заметных при беглом взгляде. Одежда каждой  народности обогащена своим особенностями орнаментальной пластики, своеобразием цветового сочетания и стремлением к красоте, когда тканевый узор и элементы украшения были не случайными и хранили определенное зашифрованное значение.  
Идет процесс не механического выполнения тиражированных кукол с одинаковыми лицами или «одевания» мини-манекенов для показа костюмов, а постепенная расшифровка информации, которая  заключена  в традиционном народном костюме.
Благодаря заинтересованности рождается более осознанное отношение к изготовлению куклы, учащиеся развиваются, взаимно  обогащая друг друга полученными знаниями (каждый может поделиться в группе о своих находках, наблюдениях и личных открытиях полученных в результате  погружения в материал).
Процесс работы над проектом ведется поэтапно. Каждый этап имеет свои цели и задачи, в процессе  решения  которых и взаимной ответственности за результат, учащиеся стремятся к качественному выполнению костюмной  кукольной композиции.
Так создается авторская кукла в оригинальном костюме, имеющая свой неповторимый образ. Рождаются уникальные художественные произведения, куклы- персонажи, единственные в своем роде, достойные музейной выставки.
В процессе совместной деятельности над проектом создания кукол в национальных или этнографических костюмах, учащиеся воспринимают  изучаемую культуру в творческом ключе, приобретают опыт коллективного взаимодействия. Происходит процесс осознанного создания красоты.

Творческой процесс познания объединил ребят различных национальностей, работающих над проектом «Мир добрых кукол Поволжья». У них укреплялось понимание важности сохранения и уважения культурных традиций не только своего народа, но и представителей других этносов, с кем жить и трудиться в одной семье, в  одном коллективе, в родном городе, в своей стране, в мире.
У каждого народа, в каждом ремесле есть свои секреты мастерства, свои фольклорные кладовые, но сосредоточенность на своем национальном культурном пространстве ведет к замыканию в своей национальной общности, ведущей к разрушению полиэтнических отношений. А когда происходит взаимообмен традициями, ретрансляция опыта сохранения и развития культурных традиций, распространения знаний о себе, о своей культуре, о своем народе,  выигрывают и те, кто делится опытом и те, кто его приобретает.

Сохранение богатства этнического наследия важно начинать с детства, используя различные педагогические средства. Коллективная работа ребят разных национальностей способствует  духовному обогащению и помогает мирно жить в многонациональном обществе.

Литература
1.    Василькова А.Н. «Душа и тело куклы. Феномен куклы в культуре XX века»: - Москва, изд-во «Аграф», 2003 г.
2.    Соловьева Л.Н. «Игрушки»: - Москва, изд-во «Интербук-бизнес», 2002 г.
3.    «Куклы мира» Ред. группа: Е. Ананьева, Т. Евсеева: - Москва, изд. дом «Аванта», 2005 г.
4.     Шангина И.И. «Русский народ. Будни и праздники»: -  СПб, изд-во «Академия-классика», 2003 г.
5.    Зеленин Д.К. «Восточнославянская этнография»: - Москва, 1991 г.

 

© 2024. Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр внешкольной работы «Поиск» городского округа Самара