Формирование социокультурного пространства
Автор Гавриш Наталья Анатольевна | |
26.06.2017 г. | |
ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА ЧЕРЕЗ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧАЩИХСЯ ЭТНООБЪЕДИНЕНИЙ И НАЦИОНАЛЬНЫХ ВОСКРЕСНЫХ ШКОЛ В РАМКАХ МОДЕЛИ «САМАРСКАЯ ГОРНИЦА». В Самарской области, накоплен и успешно применяется позитивный опыт реализации государственной национальной политики, регулирования межэтнических и межконфессиональных отношений. Важнейшим направлением работы в реализации этой политики является сохранение и развитие культурных традиций каждого этноса, создание соответствующей системы этнического образования, которая должна стать своеобразными воротами в мир межкультурного диалога. Основными ориентациями в воспитании провозглашаются развитие личности, гуманность и демократия, духовность и творчество; создание условий для воспитания этих качеств у растущего человека видится как глобальная задача общества, семьи, школы, самой личности. Для того чтобы сделать процесс воспитания культуры межнационального общения у детей и подростков по – настоящему результативным, в 1998 году в Центре внешкольной работы «Поиск» городского округа Самара была разработана и принята к реализации программа «Самарская горница» - организационная система, транслирующая и развивающая культурные и этические нормы. Именно эта модель диалога культур стала связующим звеном, объединившим членов педагогической команды Центра «Поиск» и руководителей НВШ и этнообъединений, в стремлении внести свой вклад в систему связей, сложившихся между народами. Используя в своей работе элементы разных педагогических технологий, применяя оригинальные методические приемы, педагогический коллектив программы «СГ» опирается на основные принципы социально-ориентированного образования, такие как: - культуросообразность; - восприятие достоинств культуры народа через историю и культуру семьи; - эффективность социального взаимодействия; - концентрация воспитания на развитии социальной и культурной компетентности личности. Все эти принципы положены в основу формирования особой культурной среды, призванной создавать условия для развития и саморазвития личности обучающегося. Культурная среда – система, существующая в рамках деятельности программы «Самарская горница», которая направлена на выполнение следующих задач: • формировать у детей и подростков Средневолжского региона интерес к познанию культурно-исторического наследия своего народа и народов, проживающих в Самарском крае; • создавать условия для развития позитивных качеств личности: доброты, взаимоуважения, оптимизма, жизненной активности, умения вести диалог с представителями различных национальных групп. • формировать внутреннюю позицию детей и подростков, нацеленного на принятие основ гражданской российской идентичности, на гордость за свою многонациональную Родину; Давними и постоянными участниками программы «Самарская горница» являются коллективы национальных воскресных школ, детские объединения этнической направленности, национальные культурные центры. Это те центры, где ребята могут наиболее полно познать и понять национальную культуру, почувствовать себя не просто мальчиком или девочкой, но и частичкой самобытного народа. Поле деятельности «Самарской горницы» - это открытое пространство, активно взаимодействующее с социокультурной средой, с каждым годом число участников и партнеров нашей программы растет. Если раньше мы замыкались на НВШ, то теперь мы привлекаем все больше партнеров. Это такие организации, как: ГКУ «Дом дружбы народов», ООО «Офицеры России», ГБУОУ ДОД ЦРТДЮ «Центр социализации молодежи» Цель программы «Самарская горница»: формирование мультикультурного сознания личности с опорой на средства национальной культуры через позитивное межнациональное взаимодействие , может быть достигнута с наилучшими результатами при деятельностном подходе, в процессе которого юный человек, выступает как активное творческое начало. Взаимодействуя с миром, он учится строить самого себя Деятельностный подход – творческих коллективные дела и совместные проекты.В реализации этих дел участвуют 3 категории : общеобразовательные учреждения. НВШ и учреждения дополнительного образования Это: • городская и региональная полиэтнические конференции для учащихся, педагогов и руководителей национальных воскресных школ и других образовательных учреждений региона «Общечеловеческие ценности в поликультурном пространстве» • новогодние праздники «Разноцветные фейерверки»; • конкурсы рисунков, фотоконкурсы, выставки; • конкурсы народного танца «Традиция»; • народной песни «Истоки». Каждый год в рамках программы появляются новые формы работы. Уже в этом году состоялась первая городская дискуссионная встреча учащихся национальных школ города Самары «Единомыслие создает дружбу», организованная в рамках действующего проекта межкультурной коммуникации детей и подростков «Путь навстречу» и Городской конкурс авторской Анимации. В 2011 году в рамках программы «Самарская горница» появился на свет вестник программы - газета «Шире круг». Материалами вестника в разное время становились статьи, рассказывающие о работе национальных воскресных школ, актуальные репортажи о проведении национальных праздников, а также дайджесты программных мероприятий Важнейшим, и, пожалуй, самым ярким компонентом программы «Самарская горница» является ежегодная летняя творческая межнациональная смена «Шире круг». «Тюркский калейдоскоп», «Славянская мозаика», «Многоликое лицо Победы», «Сказание о европейских и финно-угорских народах», «Культура народов Кавказа и Востока в Заволжье» - вот далеко не полный перечень тем профильных смен программы. Программа «Шире круг» объединяет учащихся из различных Образовательных учреждений, создавая условия для дальнейшего развития своих дарований в условиях летней смены. Организация социально – действующего досуга направлена на развитие интеллектуальных и коммуникативных качеств каждого участника смены. Традиционная национальная культура является стержнем, объединяющим молодых людей, готовых к социальному действию. В летнем лагере созданы условия для социального творческого взаимодействия через использование современных форм и методов работы, через организацию коллективно-творческих дел, участвуя в которых, учащиеся самоутверждаются и адаптируются к постоянно меняющимся социальным условиям жизни, идентифицируя себя частью большой многонациональной страны. За короткий срок проведения смены ее участники – представители детских национальных коллективов Самарского региона успевают не только узнать многое о культуре народов Поволжья, но и подружиться, учатся действовать сообща, приобретают опыт позитивного межнационального взаимодействия. Опираясь на традиционную национальную культуру, к кладовым народного искусства и культуры руководители вместе с детьми, используя среди прочих педагогических методов и приемов – метод примера, в совместной творческой деятельности открывают варианты другого смысла, происходит преображение и развитие личности юного человека Мы стремимся к качественному результату, стремимся к созданию атмосферы наполненной гуманистическими представлениями, ценностными ориентирами, чтобы каждый участник системы культурного диалога нашел возможности для реализации своих интересов и способностей. Впереди у «Самарской горницы» - много интересных дел и творческих планов, которые помогут нам всем сделать процесс воспитания достойных граждан своей страны эффективным и результативным. Педагог дополнительного образования Гавриш Н.А. |