Выдвигающееся меню

Автор Минаева Ирина Геннадьевна   
08.09.2017 г.
ИТОГОВАЯ РАБОТА
«План конструктивного урегулирования педагогического конфликта на уровне среднего общего образования»

по программе курсов повышения квалификации «Средства диагностики, профилактики и разрешения  конфликтов в общеобразовательной организации» 19.06.2017г. – 23.06.2017г.)
(модуль вариативной части повышения квалификации о именному образовательному чеку)

Автор: Минаева Ирина Геннадьевна - педагог-организатор МБОУ ДО ЦВР «Поиск» г.о. Самара

 Содержание
1.    «Биография» педагогического конфликта

2.    Структурные и динамические характеристики конфликта

3.    Анализ стратегий поведения участников конфликта

4.    Картография конфликта. Анализ причин возникновения педагогического конфликта в образовательной организации

5.    Алгоритм действий по конструктивному урегулированию педагогического конфликта в системе отношений «учитель-ученик» и его анализ

1.    «Биография» педагогического конфликта

В одной из школ нашего города произошел следующий инцидент. Как известно, в школах наблюдается нехватка учителей словесников. В начале года в школу пришел работать молодой специалист – учитель русского языка и литературы, но проработав один месяц, девушка уволилась, «не найдя себя в профессии». Спустя две недели удалось выйти  на контакт с учителем, который находился на пенсии. И когда было получено согласие, были рады все стороны. Администрация – так как удалось быстро найти замену, родители – потому что учитель со стажем, и имел хорошие отзывы, как специалист, классный руководитель – так как вопросы подготовленности и успеваемости учеников  находятся в области его интересов, десятиклассники (а именно о конфликте с ними и пойдет речь), так как через полгода им предстояло писать итоговое сочинение по литературе, и учитель – так как соскучился по работе.
Первые две недели все было спокойно. Лишь изредка учитель жаловался классному руководителю, что дети не читают произведения предусмотренные программой. Эта проблема наблюдается в наше время из года в год не только в данной школе. Проблема отсутствия культуры и желания чтения классической литературы озвучивается с высоких трибун и средств массовой информации. Учитель «старой закалки» по привычке не стал обращать внимание на просьбы детей снизить нагрузки домашнего задания. Сначала взрослые (родители и коллеги) были даже рады, что дети, хоть и в назидательной форме, но хоть что-то начали читать, ведь сочинение не за горами! Затем начали появляться в журнале отрицательные отметки. Классный руководитель, поговорив с детьми, выяснил, что точек взаимодействия и налаживания контакта не происходит. Тогда она пошла на урок. На уроке наблюдалась следующая картина: учитель проводил зачет; дети брали билет и выходили отвечать по одному. Вопросы были по пройденному произведению «Отцы и дети». Кроме содержания, нужно было дать свою характеристику и оценку предлагаемому герою. Учитель, превосходно владея материалом, говорил на языке, понятном детям. Ребята, отвечая на вопросы, показывали, что они владеют материалом, но вот живого общения не было, дети были напряжены, и, если не задавался прямой вопрос кому-то, тишина стояла «гробовая». Зачет закончился, дети получили свои отметки, но после они поделились с классным руководителем, что учитель сегодня вела себя совсем по-другому, так как находился «посторонний» человек на уроке. Обычно, говорили ребята, учитель недоволен ответами и часто  они не понимают, что от них хотят.
Классный руководитель встретился с учителем после этого разговора, на что у педагога была своя точка зрения. По ее словам дети не делают ничего из тех требований, что предъявляет им учитель. На просьбу классного руководителя немного пойти навстречу детям (век нынче иной, много репетиторов, не только литература, но и другие предметы требуют подготовки) учитель ответил, что за 40 лет никогда не «прогибалась»  под детские требования.
Тогда классный руководитель пошла к детям. При разговоре с классом она попыталась донести до ребят, что другого учителя в разгар учебного года найти практически невозможно, да и сочинение не за горами. Со стороны детей остается только один выход – выполнять, насколько это возможно, требования учителя. Вместе с этим классный руководитель поставил администрацию в известность о непростой ситуации в данном вопросе.
Администрация  провела с учителем беседу, в ходе которой педагог озвучил свои претензии к классу. Причем негативную реакцию у учителя вызывал именно 10 класс. 7 и 8 по словам учителя, тоже учили до этого «из рук вон плохо», но они хотя бы что-то делают, а 10 класс не делает ничего.
Такая ситуация продолжалась с октября по март. Вялотекущий конфликт то утихал, то вновь давал о себе знать. Родители, которые подключились к конфликту, приходили к учителю, к администрации, к классному руководителю, но выход был только один – дождаться конца учебного года и менять учителя (в течение года этого сделать было невозможно, так как у второго учителя нагрузка была запредельная). С этим положением вещей смерились уже и классный руководитель, и родители, и дети. Они даже как-то приспособились и даже не жаловались. Просто знали, что нужно потерпеть до конца года.
И вот когда до написания итогового сочинения оставалось 3 недели (сразу после выхода с каникул после 3 четверти), учитель говорит второму учителю русского языка, что в 10 класс он просто не пойдет. Что в принципе он и делает прямо на следующий день. Учащиеся, как обычно, поднялись к кабинету, но им сказали, что отныне русский язык и литературу будет вести кто-то другой. Недоуменные ребята спустились к классному руководителю и в непонимании, почему именно сейчас, сели в кабинет. Учитель был вызван администрацией, но на вопрос, почему именно сейчас это произошло, учитель сказал, что неготовность детей к ее предмету дошла до крайней точки и так продолжаться не может. Никакие уговоры и увещевания не помогли. Учитель больше не пришел к детям. Администрации срочно пришлось искать учителя совместителя на 6 часов.
Спустя неделю вопрос удалось решить за счет перегруппировки часов основного учителя, работающего в школе. Дети написали итоговое сочинение. После проведения двух занятий с постоянным учителем, ребята говорили, что за два занятия учитель объяснил им больше, чем за предыдущие полгода. Как выяснилось потом, учитель не работал со старшеклассниками очень длительное время (около 10 лет), к итоговому сочинению не готовил ни разу. И всегда, работая со старшеклассниками, были конфликты.

Скачать итоговую работу

© 2025. Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр внешкольной работы «Поиск» городского округа Самара