Выдвигающееся меню

Автор ЦВР Поиск   
29.04.2019 г.

Формирование социально-активной личности учащегося через включение его в проектную деятельность с использованием ИКТ.

Кожевникова Н.А. Педагог-организатор БУ ДО ЦВР «Поиск» .о. Самара


Практически невозможно воспитать в человеке личность, если не поставить его в  условия, где бы он мог проявить свое отношения к тем или иным событиям, проявить свои личностные качества.

С помощью современных воспитательных технологий, используемых в образовательном процессе ЦВР «Поиск», осуществляется комплексный подход в деле формирования качеств личности. Положительный результат достигается при органичном слиянии самовоспитания личности и педагогического воздействия на сознание, чувства и поведение  обучающегося. Система конкретных воспитательных дел, требующих одновременного осуществления задач умственного, физического, нравственного и эстетического воспитания, активно влияет на формирование  качеств личности.

В наше время дети все больше погружаются в мир интернета, в компьютерные игры и развлечения, окружают себя виртуальными друзьями. Подросток все больше отдаляется от реальности, от семьи, от социума. Страдает интеллектуальное и психическое развитие.
Одаренность и талант обучающегося, как и отдельные его способности, закладываются от природы, но требует педагогической поддержки и сопровождения. Клуб по месту жительства «Орленок» способствует социализации, развитию творческих и личностных особенностей учащихся.

Для реализации познавательной и творческой активности обучающихся   в учебном процессе, мной используются современные образовательные технологии, электронные образовательные ресурсы, дающие возможность идти в ногу со временем, развивать индивидуальные творческие способности обучающихся, эффективно влиять на становление подрастающей личности.
Проектная деятельность оптимально раскрывает творческие способности учащихся, дает возможность им попробовать себя (свои силы) в творческой и социальной деятельности. В клубе создана ситуация успеха, способствующая созданию доверительной атмосферы между педагогом и учащимися.

Использование этого метода предоставляет мне возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному их самоопределению, повышать интерес к культуре. Проектный метод позволяет учащимся интегрировать сведения из разных областей знаний (истории, искусства, литературы, технологии, ИКТ, ИЗО и др.) для решения поставленной задачи и применения их на практике (разработка презентаций, проектов, сообщений, схем и т.д.).

В практике инициируется работа учащихся по исследованию различных областей культуры, науки, социума; обогащается социально-личностный опыт.

В 2016 году был запущен проект «Мультфильм – путь к познанию интернет технологий»
Проект был направлен на формирование креативной личности через участие в создании творческого продукта - мультфильма, при минимальных финансовых затратах с использованием программ, доступных для каждого учащегося. В наш новый век подростки с удовольствием используют гаджеты. Проект в игровой форме показал, как правильно и с пользой можно применять компьютерные технологии. Получая готовый продукт, демонстрируя его сверстникам, у подростка появляется чувство самодостаточности, закрепляется уверенность в себе, своих способностях, желание творить и создавать.

Проведение такой работы с учащимися способствовало развитию социальной активности, формированию и укреплению коммуникативных, толерантных и гражданских качеств. В условиях сформированного временного коллектива, охваченного единым делом, устанавливаются дружеские взаимоотношения, возникают новые знакомства со сверстниками-единомышленниками, организуются творческие союзы среди ученических коллективов, готовых продолжить взаимодействие вне рамок создания творческого продукта.

Создавая мультфильм, учащиеся:
•    получали элементарные навыки использования ИКТ и пластилина как художественного материла;  
•    знакомились с профессиями «искусства» (художник-мультипликатор, аниматор, монтажер, звукорежиссер, режиссер, сценарист, декоратор);
•    учились работать в команде, согласовывая свои действия с поставленными целями на каждом этапе работы.

В ходе проекта обучающиеся получили навыки в различных сферах деятельности. Перспектива данного проекта состояла в  дальнейшем участии в конкурсах, мастер-классах, передачи опыта другим учащимся.

В апреле советом клуба был выбран кандидат на участие к городском конкурсе активистов среди подростковых клубов по месту жительства «Старт-тинэйджер», на котором было решено представить мультфильм и за который получили лауреата 2 степени.
Лучшие активисты подросткового клуба «Орленок» поехали волонтерами на отрытую межнациональную конкурсно-фестивальную творческую смену «Шире круг – 2016», где был организован конкурс мультфильмов «Легенды народов» между детскими коллективами – отрядами смены. Для того, чтобы ребята смены смогли создать мультфильм за короткий срок - 7 дней (в клубе мультфильм создавался 2 месяца), волонтеры подготовили мастер-класс.  Рассказали о своей работе, показали презентацию о создании мультфильма и мультфильм, который у них получился в итоге. Подготовили и раздали каждому отряду план работы по созданию мультфильма. Для каждого этапа создания мультфильма были организованы свои мастер-классы для каждого отряда отдельно: по написанию сценария, по изготовлению героев и декораций, по съемке, по монтажу, по озвучиванию. На заключительном гала-концерте были представлены гостям и родителям мультфильмы, которые отряды смогли сделать за такой короткий срок. Например, коллектив «Вдохновение» представил «Сказку о Жигулях», коллектив «Звездочки» – предание о традициях чувашской семьи, башкирская национальная воскресная школа «Ляйсан» – сказку «Зухра».

Фольклорную составляющую мультфильмов оценивало профессиональное жюри во главе с доцентом кафедры теории и истории культуры Самарского государственного института культуры Т.И. Ведерниковой.

Этим же летом у учащихся клуба «Орленок» появилась еще одна возможность поделиться опытом по созданию мультфильма на летней естественно-научной смене «Юные астрономы». В этой смене ребята вместе с педагогами тоже решили к Году кино создать в каждом отряде мультфильм на тему «Астрономия». И в качестве консультантов были приглашены юные создатели мультфильмов из подросткового клуба «Орленок».

Использование современных инновационных технологий в создании готового продукта стимулирует интерес к проектной деятельности, который в свою очередь проявляет активность и желание дальнейшего распространения знаний обучающимися, через личную коммуникацию, проведение мастер-классов и участию в других социально-значимых проектах.

Работа над проектом способствует    развитию активной творческой личности, обладающий коммуникативными навыками. Она успешно социализируется в среду сверстников и взрослых с помощью полученных умений и навыков работы над проектом.

Сформированная творческая группа учащихся имеет возможность продолжить творческую работу в данном направлении и готовы передавать эти знания сверстникам самостоятельно.

Сейчас обучающиеся подросткового клуба «Орленок» работают над новым проектом «Создание интерьера комнаты в программе для 3D- моделирования». И мы надеемся, что этот проект получит такую же продолжительную историю, как и этот.

Использование в реализации проекта современных инновационных технологий создало предпосылки для новых социально-значимых проектов, для роста креативной личности   учащегося.

 

© 2024. Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр внешкольной работы «Поиск» городского округа Самара