Формирование предпосылок экологической активности дошкольников
29.04.2019 г. | |
Кожевникова Надежда Александровна педагог-организатор МБУ ДО ЦВР «Поиск» г.о. Самара Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. Аннотация: Чтобы решить экологические вопросы, нужно чтобы человечество стало экологически здоровым, Период дошкольного детства является периодом интенсивного развития ребенка, в том числе и для воспитания экологической культуры. Образовательные программы для дошкольников в студии «Зернышко» предусматривают формирование навыков экологического поведения, активности. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для интенсивного умственного, физического, эстетического воспитания детей, формирования представлений об окружающем мире, экологической культуры. Образовательные программы для дошкольников в студии «Зернышко» предусматривают формирование универсальных учебных действий. В связи с этим образовательные программы обеспечивают у детей развитие любознательности, активности, умения эмоционально откликаться на окружающую природу, подчиняться разным правилам и социальным нормам. Формируют обобщенные представления об окружающем, учат устанавливать следственно-причинные связи с помощью познавательно-исследовательской деятельности межу предметами и явлениями природы, общественной жизнью, формируют умение анализировать, четко и последовательно излагать свои мысли о природе, об окружающем нас мире, об экологии. Овладение знаниями и умениями во всех областях тесно взаимосвязано с воспитанием экологической культуры дошкольника. Главные задачи занятий по окружающему миру и сенсорному развитию, научить дошкольников восприятию мира предметов, природы, социальных отношений всем спектром красок, звуков, ощущений. Это система целенаправленных педагогических воздействий, направленных на формирование способов чувственного познания и совершенствование ощущений и восприятия, познание свойств и качеств, отношений предметов и явлений, осознание себя и своего места в этом мире. Дети учатся, используя свойства восприятия (целостность, константность, структурность, осмысленность, избирательность) замечать мельчайшие детали, изменения, самостоятельно анализировать, объяснять явления природы и поступки людей. Для устойчивого формирования экологической культуры используется интегрированный метод обучения. Серия занятий объединена основной проблемой. Например, давая учащимся полное представление о деревьях, педагог на занятиях познавательного цикла рассказывает о роли деревьев в жизни человека, на художественно-эстетического занятиях знакомит с образами разных деревьев, русской березки в произведениях поэтов, писателей, рассматривают их в народно-прикладном искусстве, книжных иллюстрациях, в творчестве художников. Дети с огромным удовольствием и большим интересом продолжают познавательно-исследовательскую деятельность продуктивной деятельностью на занятиях по творчеству. Лучшие творческие работы, проекты выставляются на ежегодной учрежденческой конференции «Маленькие исследователи». Учащимся на занятиях в студии прививается любовь к природе, бережному отношению к вещам, эмпатии. Например, при изучении темы «Одежда» с детьми исследуем не только текстуру ткани, ее свойства, но и о происхождение ткани, о «большом пути» от маленького жучка-шелкопряда до полки в магазине, узнаем, как ухаживать, познаем труд взрослых с помощью игр «Постирай платочек», «Пришей пуговку» и др. На занятиях изобразительной деятельности дошкольники не только изображают природу, животных, выражают чувства, эмоции. Дети делают поделки из природных натуральных материалов. Также дошкольников знакомим с новыми направлениями искусства, например, трэш-арт (trash-art), в переводе с английского означает «мусор». Художники используют бывшие в употреблении материалы и бытовые отходы, старые вещи, хлам, которые другие люди отправляют на свалку. В нашем мире очень много мусора, от которого мы задыхаемся. Следуя этому стилю можно создавать необыкновенные арт-объекты, используя материал, найденный в куче отходов бумажного, синтетического и т.п. производства, собранного на свалке мусора. Учащиеся студии участвуют уже два года подряд в городском конкурсе «Эко-елка», где необходимо было создать елку, полностью из старого хлама, испорченных или использованных вещей. И не смотра на свой маленький возраст, являются победителями. Начиная с 2015 г. на базе Центра «Поиск» проводится ежегодная учрежденческая конференция «Маленькие исследователи», на которых были представлены следующие проекты: • секция «Ознакомление с окружающим»: «Лед-вода-пар», «Зависимость комнатных растений от созданных условий» (на примере комнатного растения калла); «Улица, на которой я живу: вчера, сегодня завтра», «Рачейские Альпы»; Проектно-исследовательский метод позволяет учащимся интегрировать информацию, знания из разных предметов для достижения поставленной цели и применять их на практике (проектирование, разработка презентаций, сообщений, изготовление творческих моделей и т.д.). К воспитательной работе активно подключаются родители. Изучаемая тема указывается на информационном стенде в разделе «Мы изучаем», где предлагается родителям совершить с детьми экскурсию или прогулку в парк, музей, библиотеку, совершить целевую прогулку или поездку по городу или за город, к памятным местам, организовать выход в театр, цирк, зоопарк. На стенде указываются план или вопросы для наблюдения, даются указания, на что обратить внимание, что принести с данной экскурсии или на заданную тему. Например, тема «Транспорт»: совершить поездки на всех видах городского транспорта, посетить ж/д. и автовокзал, речной порт, по возможности аэропорт, музей «Самара Космическая». Указали, на какие машины, детали обратить внимание; как и где правильно переходить дорогу. Обратить внимание детей на пользу и вред транспорта. Подготовить презентации на темы: по безопасности дорожного движения «Детям знать положено!», «Польза и вред транспорта». Предлагается поиграть с детьми в игры «Светофор», «Машины на стройке», «Автобус», «Паровозик» и т.п. Организация разных видов игр (игры-занятия, занятия-сказки, экспериментирование, сюжетно-игровые упражнения театрализованные, игры-драматизации, игры-имитации) дают ребенку освоить в удобной для него форме и темпе нормы социального и нравственного поведения. Через целенаправленную работу по формированию экологической культуры, обучающиеся успешно проходят социально-психологическую адаптацию к условиям современной жизни. Существенная роль в воспитании отводится настольным играм, в которых рассматриваются отношения ребенка к окружающему. Задаются игровые ситуации, из которых нужно выйти, проявив нравственные качества. Они помогают ребенку приобрести экологический опыт поведения в социуме. Рост личности ребенка обогащается за счет приобретения им волевых качеств, так как не всегда бывает легко принять нужное решение вопреки желанию поступать, как хочется. В свободное для игры время дети используют знания и навыки, полученные во время организованных игр, чтению, бесед по воспитанию экологической культуры. Организация в группе занятий и режимных моментов приучает дошкольников сначала к бережному отношению к своим игрушкам, ученическим принадлежностям, экономно использовать и правильно хранить материалы и оборудование для изобразительной деятельности, подготовки своего рабочего места, соблюдение чистоты и порядка на своих столах и в группе, а затем и к экологическому поведению в социуме. Уход за комнатными растениями воспитывает эстетическое отношение к природным объектам, учит сопереживать им, чувственно-эмоционально оценивать гармоничность взаимоотношений человека с природой. Таким образом, были получены подтверждения что образовательный процесс дошкольников является позитивной, педагогически целесообразной стороной для развития экологически активной личности. |