Выдвигающееся меню

29.04.2019 г.
Кожевникова Надежда Александровна
педагог-организатор МБУ ДО ЦВР «Поиск» г.о. Самара
Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация: Чтобы решить экологические вопросы, нужно чтобы человечество стало экологически здоровым, Период дошкольного детства является периодом интенсивного развития ребенка, в том числе и для воспитания экологической культуры. Образовательные программы для дошкольников в студии «Зернышко» предусматривают формирование навыков экологического поведения, активности.
Ключевые слова: экология, экологическая активность, экологическое здоровье, экологическая культура, познавательно-исследовательская деятельность, экологическое поведение, толерантность, эмпатия, сенсорное развитие.

«Счастье – это быть с природой, видеть её, говорить с ней» - писал более века назад Л.Н. Толстой. Только природа тогда окружала людей совсем иная, чем эта, среди которой живём мы сегодня. Учёные, заметив, что флора и фауна стали исчезать с лица Земли, начали бить тревогу, чтобы человечество задумалось и встало на защиту нашего дома.  И 2017 год в России был объявлен годом экологии, для того чтобы привлечь внимание к существующим проблемам, и улучшить состояние экологической безопасности. За один год экологию не восстановишь, по многим вопросам этот год стал началом пути. По другим – доказательством того, что двигаемся в правильном направлении. Земля – наш дом, в котором мы живем, и каждый в ответе за ее будущее.

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для интенсивного умственного, физического, эстетического воспитания детей, формирования представлений об окружающем мире, экологической культуры.

Образовательные программы для дошкольников в студии «Зернышко» предусматривают формирование универсальных учебных действий. В связи с этим образовательные программы обеспечивают у детей развитие любознательности, активности, умения эмоционально откликаться на окружающую природу, подчиняться разным правилам и социальным нормам.  Формируют обобщенные представления об окружающем, учат устанавливать следственно-причинные связи с помощью познавательно-исследовательской деятельности межу предметами и явлениями природы, общественной жизнью, формируют умение анализировать, четко и последовательно излагать свои мысли о природе, об окружающем нас мире, об экологии.

Овладение знаниями и умениями во всех областях тесно взаимосвязано с воспитанием экологической культуры дошкольника.
Формирование навыков экологического поведения требует постоянного обращения к формированию толерантности, эмпатии, воспитания любви к Родине, к своему краю, городу, чувства ответственности, бережного отношению к окружающему миру. желания заботиться о нем.
Чтение художественной литературы дает большие возможности для познания родного края, расширения кругозора и уточнения представлений дошкольников о родной стране, воспитания у них начал патриотических чувств и формирования активной жизненной позиции. Важно, чтобы дети не пассивно воспринимали художественные произведения, а творчески осмысливали услышанное. Знакомство с художественными произведениями, рассказывающими о Родине, природе, общественной жизни страны, только тогда достигает цели, когда они находят продолжение в играх, изобразительной и театрализованной деятельности детей.

Главные задачи занятий по окружающему миру и сенсорному развитию, научить дошкольников восприятию мира предметов, природы, социальных отношений всем спектром красок, звуков, ощущений.  Это система целенаправленных педагогических воздействий, направленных на формирование способов чувственного познания и совершенствование ощущений и восприятия, познание свойств и качеств, отношений предметов и явлений, осознание себя и своего места в этом мире. Дети учатся, используя свойства восприятия (целостность, константность, структурность, осмысленность, избирательность) замечать мельчайшие детали, изменения, самостоятельно анализировать, объяснять явления природы и поступки людей.

Для устойчивого формирования экологической культуры используется интегрированный метод обучения. Серия занятий объединена основной проблемой. Например, давая учащимся полное представление о деревьях, педагог на занятиях познавательного цикла рассказывает о роли деревьев в жизни человека, на художественно-эстетического занятиях   знакомит с образами разных деревьев, русской березки в произведениях поэтов, писателей, рассматривают их в народно-прикладном искусстве, книжных иллюстрациях, в творчестве художников. Дети с огромным удовольствием и большим интересом продолжают познавательно-исследовательскую деятельность продуктивной деятельностью на занятиях по творчеству. Лучшие творческие работы, проекты выставляются на ежегодной учрежденческой конференции «Маленькие исследователи». Учащимся на занятиях в студии прививается любовь к природе, бережному отношению к вещам, эмпатии. Например, при изучении темы «Одежда» с детьми исследуем не только текстуру ткани, ее свойства, но и о происхождение ткани, о «большом пути» от маленького жучка-шелкопряда до полки в магазине, узнаем, как ухаживать, познаем труд взрослых с помощью игр «Постирай платочек», «Пришей пуговку» и др.

На занятиях изобразительной деятельности дошкольники не только изображают природу, животных, выражают чувства, эмоции. Дети делают поделки из природных натуральных материалов. Также дошкольников знакомим с новыми направлениями искусства, например, трэш-арт (trash-art), в переводе с английского означает «мусор». Художники используют бывшие в употреблении материалы и бытовые отходы, старые вещи, хлам, которые другие люди отправляют на свалку. В нашем мире очень много мусора, от которого мы задыхаемся. Следуя этому стилю можно создавать необыкновенные арт-объекты, используя материал, найденный в куче отходов бумажного, синтетического и т.п. производства, собранного на свалке мусора.

Учащиеся студии участвуют уже два года подряд в городском конкурсе «Эко-елка», где необходимо было создать елку, полностью из старого хлама, испорченных или использованных вещей.   И не смотра на свой маленький возраст, являются победителями.
Результат формирования экологической активности дошкольников можно наблюдать в проектных работах.

Начиная с 2015 г. на базе Центра «Поиск» проводится ежегодная учрежденческая конференция «Маленькие исследователи», на которых были представлены следующие проекты:

• секция «Ознакомление с окружающим»: «Лед-вода-пар», «Зависимость комнатных растений от созданных условий» (на примере комнатного растения калла); «Улица, на которой я живу: вчера, сегодня завтра», «Рачейские Альпы»;
• секция «Художественная литература»: «Образ лисички в русских народных сказках»;
• секция «Развитие речи»: «Весна в искусстве» (передача чувств о весне композитором, художником, поэтом);
• секция «Изобразительная деятельность»: «Космическая одиссея МКС», «Праздничный девичий головной убор в русских народных сказках».

Проектно-исследовательский метод позволяет учащимся интегрировать информацию, знания из разных предметов для достижения поставленной цели и применять их на практике (проектирование, разработка презентаций, сообщений, изготовление творческих моделей и т.д.).

К воспитательной работе активно подключаются родители. Изучаемая тема указывается на информационном стенде в разделе «Мы изучаем», где предлагается родителям совершить с детьми экскурсию или прогулку в парк, музей, библиотеку, совершить целевую прогулку или поездку по городу или за город, к памятным местам, организовать выход в театр, цирк, зоопарк. На стенде указываются план или вопросы для наблюдения, даются указания, на что обратить внимание, что принести с данной экскурсии или на заданную тему. Например, тема «Транспорт»: совершить поездки на всех видах городского транспорта, посетить ж/д. и автовокзал, речной порт, по возможности аэропорт, музей «Самара Космическая». Указали, на какие машины, детали обратить внимание; как и где правильно переходить дорогу. Обратить внимание детей на пользу и вред транспорта. Подготовить презентации на темы: по безопасности дорожного движения «Детям знать положено!», «Польза и вред транспорта». Предлагается поиграть с детьми в игры «Светофор», «Машины на стройке», «Автобус», «Паровозик» и т.п.

Организация разных видов игр (игры-занятия, занятия-сказки, экспериментирование, сюжетно-игровые упражнения театрализованные, игры-драматизации, игры-имитации) дают ребенку освоить в удобной для него форме и темпе нормы социального и нравственного поведения. Через целенаправленную работу по формированию экологической культуры, обучающиеся успешно проходят социально-психологическую адаптацию к условиям современной жизни.

Существенная роль в воспитании отводится настольным играм, в которых рассматриваются отношения ребенка к окружающему. Задаются игровые ситуации, из которых нужно выйти, проявив нравственные качества. Они помогают ребенку приобрести экологический опыт поведения в социуме. Рост личности ребенка обогащается за счет приобретения им волевых качеств, так как не всегда бывает легко принять нужное решение вопреки желанию поступать, как хочется.

В свободное для игры время дети используют знания и навыки, полученные во время организованных игр, чтению, бесед по воспитанию экологической культуры. Организация в группе занятий и режимных моментов приучает дошкольников сначала к бережному отношению к своим игрушкам, ученическим принадлежностям, экономно использовать и правильно хранить материалы и оборудование для изобразительной деятельности, подготовки своего рабочего места, соблюдение чистоты и порядка на своих столах и в группе, а затем и к экологическому поведению в социуме. Уход за комнатными растениями воспитывает эстетическое отношение к природным объектам, учит сопереживать им, чувственно-эмоционально оценивать гармоничность взаимоотношений человека с природой.
Организация разных по структуре и видам занятий воспитывает патриотизм, толерантность, нравственность, уважительное отношение к природе и прививает бережное и внимательное отношение к ней. Пробуждает у детей и их родителей инициативу, самостоятельность, желание поддерживать экологическую чистоту. Формируется экологически активная личность, умеющая видеть, чувствовать, сопереживать, анализировать, личность, способная активно принимать участие в защите окружающей среды.

Таким образом, были получены подтверждения что образовательный процесс дошкольников является позитивной, педагогически целесообразной стороной для развития экологически активной личности.

Литература:
1.    Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для работы с детьми 4-7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. - 80с.
2.    Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Средняя группа (от 4 до 5 лет) / авт.-сост. З. А. Ефанова. – Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель, 2016. – 303 с.
3.    ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. — 368 с.
4.    Шорыгина Т.А. Наша Родина - Россия. Методическое пособие. – Изд. Сфера, 2013. – 96с.


Kozhevnikova Nadezhda Alexandrovna
teacher-organizer MBU DO CVR «Poisk» g.o. Samara
Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
The formation of ecological activity of preschoolers
Abstract: to solve environmental issues, need humanity to become ecologically healthy, the Period of early childhood is a period of intense development of the child, including for the education of ecological culture. Educational program for preschoolers in the Studio "Seed" include the skills of environmental behavior, activity.
Key words: ecology, environmental activity, environmental health, ecological culture, educational and research activities, environmental behavior, tolerance, empathy, and sensory development.

 

© 2024. Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр внешкольной работы «Поиск» городского округа Самара