Система опережающего развития
Автор ЦВР Поиск | |
29.04.2019 г. | |
Система опережающего развития в области профессиональной квалификации педагогических работников через распространение передового опыта Родионова Елена Евгеньевна методист МБУ ДО ЦВР «Поиск» г.о. Самара К передовому педагогическому опыту, рассматривая его в узком и строгом смысле, относят такую практику, которая содержит в себе элементы творческого поиска, новизны, оригинальности. Такой опыт называют новаторским. Он ценен, так как открывает новые пути в педагогической практике и науке. Новаторский опыт подлежит глубокому изучению, анализу, обобщению и, как следствие, распространению. Между мастерством и новаторством порой трудно провести границу, так как овладев известными в науке принципами и методами, педагог обычно не останавливается. Находя и используя всё новые подходы к обучению, он эффективно сочетает старое и новое и постепенно становится подлинным новатором. Из этого следует, что распространять и внедрять в практику образовательных учреждений положительный педагогический необходимо. В педагогическом словаре под редакцией Г.М. Коджаспирова педагогический опыт определяется как «активное освоение и реализация педагогом в практике законов и принципов педагогики с учётом конкретных условий, особенностей детей, детского коллектива и собственной личности; передовой опыт характеризуется тем, что педагог получает лучшие результаты за счёт усовершенствования имеющихся средств, оптимальной организации педагогического процесса». В идеале, педагогический опыт, это мастерство, которое дает стабильно высокие результаты: • в обучении и воспитании учащихся; • в развитии конкретного педагога, воспитателя, руководителя; • в самосовершенствовании профессионально-педагогической компетенции педагогических работников образовательных учреждений. Педагогический опыт, это педагогическая практика, в которой творчески используются теоретические знания, реализуются профессиональные «находки» и прокладывается дорога к новому, неизвестному, позволяющему совершенствовать качество и результаты образовательно-воспитательной деятельности. Можно выделить три основных подхода к трактовке передового педагогического опыта: 1. использование «образца» результативной работы у педагогов- практиков; 2. практическое использование научных исследований ученых; 3. собственные педагогические находки. Изучение, обобщение и использование передового педагогического опыта позволяет улучшать качество работы. В МБУ ДО ЦВР «Поиск» г.о. Самара такая работа осуществляется в различных формах. Представим наиболее популярные. • Устная пропаганда и ознакомление коллег с личным передовым опытом осуществляется путем выступлений перед педагогическим коллективом. Чаще всего это происходит на педсоветах, заседаниях методических объединений, научно-практических конференциях, педагогических чтениях. В рамках работы методических объединений педагогические работники центра имеют возможность не только познакомиться с интересным опытом коллег, но и в дискуссионной форме «уточнить правильность своего поискового пути». • Печатная пропаганда и ознакомление коллег с личным передовым опытом осуществляется через публикации сборников материалов конференций, организуемых ЦВР «Поиск» (ежегодно в сборнике материалов региональной конференции «Общечеловеческие ценности в поликультурном пространстве» печатаются все ее участники, среди которых непременно есть и педагогические работники центра); распространение передового опыта проходит через публикации в сборниках других конференций, проводимых различными организациями (ежегодное участие педагогических работников Центра с дальнейшей публикацией достигает 10-15% ежегодно); передовой опыт распространяется через публикации на сайте учреждения; передовой опыт отражается в областной газете «Образование: Самарский регион» и других периодических изданиях; организуются методические выставки. Для пропаганды опыта готовятся «книжки-раскладушки», удобные для использования на районных (городских, областных) педагогических чтениях, конференциях и т. д. • Практический показ. Это форма распространения передового опыта пользуется популярностью в педагогическом сообществе Самары. Презентация передового опыта осуществляется на открытых занятиях и мастер-классах. Их эффективность как средства пропаганды опыта высока, так как всегда целевая установка четко сформулирована и заранее доведена до сведения слушателей. Популярностью среди педагогов Центра являются мастер-классы по декоративно-прикладному творчеству. Знакомство с передовым педагогическим опытом эстетического воспитания средствами народного декоративного искусства позволяет говорить о многочисленных примерах реализации педагогами эффективных методов и приемов, раскрывающих особенности стиля разных художественных школ народного искусства с целью более полного использования воспитательных функций произведений народных мастеров. В ЦВР «Поиск» созданы условия для передачи педагогических находок педагогов-мастеров, новаторов на основе профессионального общения, ознакомления и изучения эффективного опыта работы. Ежегодно проводимые мастер-классы помогли включить в образовательный процесс коллег из других учреждений новые технологии, ранее не знакомые не только обучающимся, но и педагогическим работникам. Только в этом учебном году на мастер-классах были раскрыты возможности изучения таких технологий, как крейзивул, нунофилтинг. Это способствует повышению мотивации обучающихся. • Обучение на семинарах осуществляется на заседаниях «Школы познания». Она собирает в круг заинтересованных в развитии своего педагогического мастерства всех желающих. Каждое заседание направлено на углубление теоретической и методической подготовки, ведь они являются важнейшим условием повышения воспитательного потенциала образовательного учреждения. В результате, в ЦВР «Поиск» была создана система опережающего развития профессиональной квалификации педагогических работников через изучение и распространение передового опыта. Переход к компетентностному образованию обучающихся потребовало сущностных изменений во всех звеньях педагогической системы, а значит, в ней самой как целостности. Резульатом стали следующие изменения: · в ценностях, целях и результатах обучения и воспитания (от усвоения ЗУНов - к формированию базовых социальных и предметных компетенций современного специалиста); · в содержании обучения (от предметной информации, мало связанной с практикой, к системной ориентировочной основе компетентных практических действий и поступков); · в педагогической деятельности педагога (от монологического изложения учебного материала - к педагогике творческого сотрудничества и диалогу педагога и учащегося); · в деятельности обучающегося (от репродуктивной, «ответной» позиции, пассивного приема и запоминания учебной информации - к созиданию образа мира в себе самом посредством активного полагания себя в мир интеллектуальной, духовной, социальной и предметной культуры); · в технологическом обеспечении образовательного процесса (от традиционных «сообщающих» методов - к инновационным педагогическим технологиям, реализующим принципы совместной деятельности и творческого взаимодействия педагога и учащихся, единства познавательной, исследовательской и будущей практической деятельности); · в образовательной среде как системе влияний и условий формирования и развития личности, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении образовательного заведения (внутренний контекст деятельности педагогического коллектива и администрации ЦВР «Поиск»); · в отношениях с внешней средой: с семьей, социальным окружением города, своей национально-культурной общностью, производственными предприятиями, средствами массовой информации, учреждениями культуры, отдыха и спорта, страной и миром в целом (внешний контекст образовательной деятельности); · в уровне финансового, материально-технического, организационного и кадрового обеспечения деятельности реформируемой системы образования. В связи с повышением уровня профессиональных компетенций педагогов повысилась и результативность деятельности образовательного учреждения, улучшилось качество получаемого учащимися образования. |