Особенности формирования взаимодействия детей дошкольного возраста в условиях инклюзии. Слащинина Анна Николаевна (педагог дополнительного образования) Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр внешкольной работы «Поиск» г. о. Самара (подростковый клуб «Одиссей») Группа дошкольников «Народные игры и забавы»
Особое внимание в современных российских и зарубежных исследованиях уделяется проблеме взаимодействия между людьми. Взаимодействие и общение ребенка со взрослыми и сверстниками является важнейшим фактором, во многом определяющим его развитие. Развивающий эффект обучения зависит от того, как организована совместная деятельность взрослого и ребенка, или ребенка и сверстника. Для детей, имеющих проблемы в развитии, характерны трудности взаимодействия – явления социальной изолированности, снижение количества взаимодействий, наличие барьеров общения, отсутствие интереса к совместной деятельности, неадаптивные поведенческие реакции. В процессе взаимодействия ребенок приобретает такие качества, как взаимное доверие, доброта, готовность к сотрудничеству, умение ладить с другими, отстаивать свои права, рационально решать возникающие конфликты. Ребенок, начинает точнее оценивать себя и свои возможности. Одной из современных тенденций развития специального образования является распространение опыта инклюзивного образования. Именно в условиях инклюзии ребенок с проблемами в развитии может научиться взаимодействовать со своими здоровыми сверстниками. Взаимодействие является важнейшим фактором развития человека общественного; а истинно общественного человека можно воспитать только в том обществе, где равнозначно представлены и имеют равные права и возможности все его члены. Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений и знаний. В игре проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его мировосприятие, эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении. Игра обуславливает соприкосновение индивида то с внешней средой, то с внутренней средой. Л. С. Выготский прямо называет игру «источником развития», и ведущие отечественные психологи, представители культурно-исторической школы и теории деятельности А. Н. Леонтьев, Б. Д. Эльконин, А. В. Запорожец рассматривают игру как «ведущую деятельность» в дошкольном возрасте. Согласно ведущим отечественным психологам, представителям культурно-исторической школы и теории деятельности А. Н. Леонтьеву, Б. Д. Эльконину, А. В. Запорожцу и др. в рамках теории деятельности игра рассматривается как «ведущая деятельность» в дошкольном возрасте. Это значит, что именно внутри игровой деятельности возникают и созревают основные новообразования дошкольного периода. Увлеченность и удовольствие, которые испытывает ребенок во время игры, смысл, вкладываемый ребенком в отдельное игровое действие и в общий сюжет игры, дают возможность ребенку пережить опыт творческой свободы, в котором гармонично представлены когнитивный, эмоциональный и волевой элементы. Такой опыт невозможно испытать ни в одной другой деятельности.
Скачать пособие
|