Выдвигающееся меню

Автор М.Б. Дмитриева   
01.12.2019 г.

МУЗЫКАЛЬНАЯ ТЕТРАДЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В КЛАССЕ ЭСТРАДНОГО ВОКАЛА

УДК 784
М.Б. Дмитриева
к.п.н., педагог дополнит. образования
МБУ ДО ЦВР «Поиск» г.о. Самара,
г. Самара, РФ
Е-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 Аннотация. В статье рассматриваются возможности развития творческой направленности у младших школьников на уроках эстрадного вокала; показано взаимодействие различных видов музыкального фантазирования; представлены разработанные автором творческие задания из «Музыкальной тетради».
Ключевые слова: творческая направленность, музыкальное фантазирование, творческие задания.

Все чаще в современной действительности мы встречаемся с такими  словами, как: «креативность», «творческий подход», «дивергентное мышление» и т.п. Действительно, творчество пронизывает всю жизнь современного человека: от дизайна и внешнего облика предметов повседневной жизни до креативных находок в служебной деятельности. Отчего же в настоящее время во всем и везде приветствуется именно творческий подход?

Мы живем в период непрерывного прогресса. Каждый новый день запоминается не только новыми впечатлениями, но и новыми техническими достижениями. Человек, не успевающий сориентироваться в этих процессах, часто оказывается не приспособленным к существующим условиям жизни. В такой ситуации лишь творчески настроенные люди, воспринимающие жизнь как непрерывный процесс творчества, успевают идти «в ногу со временем» и жить сегодняшним днем. Таким образом, важно с детских лет развивать творческое начало в каждом ребенке, поскольку именно творческая деятельность позволяет раскрыть индивидуальность, проявить способности, быть более активным.

В детском возрасте творческое развитие ребенка характеризуется творческой направленностью, которую можно определить как возрастное проявление творческих способностей, как свойство личности ребенка, обусловленное природными задатками, и как качество личности, развитие которого зависит от педагогической установки на творческое освоение опыта предыдущих поколений. Одним из главных источников активизации творческой направленности детей является музыкальная деятельность, в том числе занятия эстрадным вокалом в учреждениях дополнительного образования.

Развитию творческой направленности младших школьников в классе эстрадного вокала способствуют занятия различными видами музыкального фантазирования: графическим, пластическим, ритмическим, тембровым, вербальным, мелодическим. Все виды музыкального фантазирования могут успешно использоваться в работе с младшими школьниками и могут взаимодействовать. Объединить виды музыкального фантазирования помогла специально разработанная «Музыкальная тетрадь», которая представляет собой пособие для работы с учащимися младших классов и включает различные творческие задания на виды музыкального фантазирования.
Занятия по «Музыкальной тетради»  предполагают как работу на уроке, так и выполнение небольших домашних творческих заданий. Все задания даны в игровой форме, а порой, любимой детьми сказочной форме, что способствует снятию напряжения, пробуждению интереса детей, их активности, заинтересованности, увлеченности процессом занятий. Наличие иллюстраций в «черно-белом» варианте превращает заполнение тетради в увлекательное для детей занятие, ндивидуализирует каждую тетрадь, делая ее поистине творческой. А для педагога – это дополнительная возможность охарактеризовать психологическое состояние ученика и построить соответствующим образом свою работу.

Лучше понять, что же такое «Музыкальная тетрадь», помогут сами задания. Приведем примеры некоторых. Одно из первых заданий в «Музыкальной тетради» предлагает детям нарисовать собственный портрет. Это своего рода тест, позволяющий лучше узнать ученика. Портреты, как правило, оказываются разными и отражают черты характера каждого ребенка. Эстетические изображения принадлежат детям, имеющим художественные способности и развитую фантазию; схематичные изображения характерны для детей «интеллектуального склада»; реалистичные изображения соответствуют аналитическому когнитивному стилю и т.д. Задание-игра «Джунгли» направлено на развитие у детей дикции, чувства ритма, артистизма. Задание включает в себя такие виды фантазирования, как тембровое, пластическое, ритмическое, мелодическое. В игре детям предлагается пофантазировать и изобразить голосом звуки джунглей, пластикой движений и ритмически – встреченных животных, а затем с помощью голоса (или детских музыкальных инструментов) передать характер наиболее понравившихся персонажей. В задании-игре «Портрет домащнего любимца» ребенку предлагается нарисовать портрет домашнего животного, кратко описать его характер, повадки, а затем сочинить и исполнить три небольшие песенки: любимец играет; любимец просит есть; он устал и засыпает. Задание способствует развитию вокальных навыков, творческому самовыражению и задействует несколько видов фантазирования (графическое, вербальное и мелодическое). Следует отметить, что каждый педагог, включив свою фантазию, всегда может продолжить «Музыкальную тетрадь», дополнив ее собственными творческими заданиями.

Музыкальное фантазирование на занятии эстрадным вокалом  для младших школьников – увлекательная игра, длящаяся пять-восемь минут. Главный смысл этой игры – погружение детей в процесс творчества и создание у них творческого состояния, распространяющегося на все последующее время урока. Ребенок – субьект творчества, маленький художник. Никто, кроме него, не знает верного решения стоящей перед ним творческой задачи. И первое дело педагога – постраться, чтобы перед ребенком всегда стояла именно творческая задача.

© M.Б. Дмитриева, 2018

© 2024. Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр внешкольной работы «Поиск» городского округа Самара