Выдвигающееся меню

Автор Дмитриева М.Б.   
01.12.2019 г.
РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА К МУЗЫКЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНО-ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Дмитриева М.Б.
педагог дополнительного образования
МБУ ДО ЦВР «Поиск» г.о. Самара

Аннотация. В статье рассматриваются возможности развития интереса к музыке у дошкольников в процессе музыкально-игровой деятельности; представлены разработанные автором музыкальные игры, направленные на  развитие интереса к музыке.
Ключевые слова: интерес к музыке, дошкольники, игра.

Интерес имеет большое значение в жизни каждого человека. Благодаря интересу возникает стремление узнавать новое,   углубить  собственные познания об интересующем предмете, активно  применять их в различных видах деятельности. Интерес к музыке возникает у человека уже в раннем детстве [1]. Маленькие дети способны эмоционально реагировать на характер музыкального произведения: смеяться, услышав веселую музыку, заплакать под грустную мелодию, успокоиться, слушая колыбельную песню мамы. Важно развивать интерес к музыке в дошкольном возрасте, поскольку именно в этот период ребенка легко увлечь новой для него деятельностью и направить интересы в нужное русло, в том числе, в область музыкального искусства.

 Ведущим видом деятельности для дошкольника является игра. Разнообразие игровых форм, возможность проявить фантазию и воображение дают простор творческой активности, самовыражению личности. Развитие интереса к музыке у дошкольников будет проходить более естественно и непринужденно именно в увлекательной для детей игровой форме.

Остановимся на личном опыте работы с детьми 4-6 лет, которые занимаются в вокальном объединении «Семицветик» МБУ ДО ЦВР «Поиск» г.о. Самара. Занятия проходят в групповой форме, в группе одновременно занимаются до 15 человек. Развивая интерес к музыке у дошкольников, мы старались подобрать игры, направленные, прежде всего, на развитие эмоциональной сферы и творческих способностей детей. Также в процессе игры дети получали первоначальные знания в области музыкального искусства. Приведем примеры некоторых игр.

Игра «Какое настроение?» направлена на развитие эмоциональной сферы дошкольника (знакомство с эмоциями человека, умение распознавать и адекватно выражать свои эмоции). В игре ребенку необходимо найти то эмоциональное состояние, которое наиболее соответствует изображенным на картинке человечкам. Затем дошкольнику дается зеркало и предлагается представить себя в каждом из этих состояний, пластически изобразить их. Далее дошкольнику следует спеть слова «Здравствуй, это я» на заданную мелодию в соответствии с эмоциональным состоянием, изображенным на картинке. Следует отметить, что в процессе работы детям легче удавалось охарактеризовать состояние грусти, веселья и злости, сложнее – задумчивости и испуга.

Игра «Джунгли» направлена на развитие у детей артистизма, фантазии, а также дикции, чувства ритма. В игре детям предлагается пофантазировать и изобразить голосом звуки джунглей, пластикой движений и ритмически – встреченных животных, а затем с помощью голоса (или детских музыкальных инструментов) передать характер наиболее понравившихся персонажей. Детям очень нравится данная игра. Они с удовольствием изображают «встреченных» в джунглях зверей, характеризуют их с помощью голоса и детских музыкальных инструментов.

Игра «Колобок» с использованием массажного мячика направлена на развитие у дошкольников творческих способностей, интонационной выразительности речи, мелкой моторики. «Пупырчатая» поверхность мячика, воздействуя на нервные окончания, положительно влияет на общее самочувствие ребенка и развитие речевых способностей. Также в процессе игры дети знакомятся с тембровым разнообразием голосов. Дети хором (на начальном этапе с помощью педагога), держа в руках массажные мячики, произносят следующие строки:
Мы лепили колобок, колобок – румяный бок (сжимают и разжимают мячик).
Мы его катали, в печке выпекали (катают мячик между ладонями).
Колобок лежал-лежал (держа мячик между ладонями, подносят к одному и другому уху),
Потом взял и убежал («прокатывают» мячик по одной руке от кисти до локтя, затем также по другой руке).
Далее педагог обращается к детям:
Катится колобок по лесной дорожке, а навстречу ему...  Кто?
Дети: Заяц!
Педагог: Каким голосом говорит заяц: низким, высоким, средним?
Дети: Средним!
Педагог: Что скажет заяц колобку? Как он скажет? Давайте представим, что мы зайчики и споем его слова!
Дети: Колобок-колобок, я тебя съем (пропевают в среднем регистре, на слове «съем» крепко сжимают массажный мячик).
Педагог: Что ответит колобок зайчику?
Дети: Не ешь меня, заяц. Послушай лучше, я тебе песенку спою!
Педагог: Давайте споем песенку колобка в среднем регистре.
Дети: Я колобок-колобок, колобок-румяный бок... (пропевают в среднем регистре).
Педагог: И покатился колобок дальше, только его заяц и видел...

Так пересказывается вся сказка про колобка, который на своем пути встречается с волком, медведем и лисой (иногда дети добавляют своих персонажей). Песенка каждого героя поется в соответствующем ему регистре.

Игра «О чем рассказывает музыка» направлена на развитие у дошкольников воображения, эмоциональной отзывчивости, творческого мышления, креативности. В игре детям предлагается под музыку (лучшие образцы академического искусства) нарисовать цветными карандашами свою интересную историю, передающую  эмоциональное содержание звучащего музыкального произведения. Следует отметить, что при выборе музыкального материала предпочтение отдается разнообразным по характеру произведениям: как мелодичным, спокойным (К.Дебюсси «Лунный свет», П.Масканьи «Интермеццо» и др.), так и контрастным, ярким (Н.А.Римский-Корсаков «Полет шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане», А.Хачатурян «Танец с саблями» и др.).

Следует подчеркнуть, что в формате дополнительного образования ребенок по собственному желанию или с помощью родителей выбирает себе наиболее интересный для него вид деятельности. Если ребенку становится скучно и неинтересно, занятия не приносят результата. Применение музыкальных игр на занятиях с дошкольниками положительно влияет на развитие эмоциональной отзывчивости, творческих способностей детей, способствует приобретению первоначальных знаний в области музыкального искусства. В совокупности это дает возможность увлечь, заинтересовать дошкольника, развивает интерес к музыке. В завершении хочется привести слова выдающегося композитора и педагога Д.Б.Кабалевского, который считал развитие интереса к музыке главной задачей музыкального образования, без решения которой невозможно достичь успеха на данном поприще. «Интерес к музыке, увлеченность музыкой, любовь к ней, - пишет Д.Б.Кабалевский, - обязательное условие для того, чтобы она широко раскрыла и подарила детям свою красоту, для того, чтобы она могла выполнить свою воспитательную и познавательную роль... Любые же попытки воспитывать и обучать того, кто музыкой не заинтересовался, не увлекся, не полюбил ее, обречены на неуспех» [1, 14].

Список литературы
1.    Кабалевский, Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? [Текст] : книга для учителя / Д.Б. Кабалевский. – М.: Просвещение, 2005. – 224 с.
2.    Фролова, Н.А. Музыкальный интерес как специфическая разновидность категории интереса / Н.А.Фролова, М.Б.Дмитриева // Известия Самарского научного центра РАН. – 2011. – Т. 13. - №2 (40). – С. 235-239.

© 2024. Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр внешкольной работы «Поиск» городского округа Самара