Речевые игры как средство развития дикции
Автор Дмитриева М.Б. | |
01.12.2019 г. | |
Речевые и музыкально-речевые игры как средство развития дикции у дошкольников на занятиях эстрадным вокалом Дмитриева М.Б. Слово «дикция» (от лат. dictio – произношение) трактуется как четкое и ясное произношение слов и слогов в речи, пении, декламации. Значение дикции в эстрадном вокале нельзя недооценивать, поскольку именно дикция является основным средством донесения текстового содержания вокального произведения, а также одним из важнейших средств художественной выразительности при раскрытии художественного образа. Речевые и музыкально-речевые игры как средство развития дикции у дошкольников на занятиях эстрадным вокалом В последнее время, к сожалению, наблюдается тенденция увеличения количества детей, имеющих, нарушения и отклонения в развитии речи, а также проблемы с дикцией. Причин этому немало: плохая наследственность, неблагоприятные социально-бытовые условия, всевозможные патологии и т.д. Встретить в настоящее время «чисто говорящего» и «выговаривающего все звуки» дошкольника можно не часто. Тем не менее, именно в возрасте до 6 лет, по мнению ученых, возможно интенсивное формирование дикции и развитие всех сторон речи ребенка. Развитию речи дошкольника может способствовать музыкальная деятельность, а именно занятие пением, в том числе эстрадным вокалом. Обычно дети любят петь, испытывают удовольствие от коллективного и сольного исполнения понравившегося музыкального произведения. Поскольку ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра, целесообразно использование разнообразных речевых и музыкально-речевых игр для развития дикции на уроках эстрадным вокалом с дошкольниками. Остановлюсь на личном опыте работы с детьми 4-6 лет, которые занимаются в вокальном объединении «Семицветик» МБУ ДО ЦВР «Поиск» г.о. Самара. Хочется сразу отметить, что никакого специального отбора детей в объединение не производится, сюда принимаются все желающие дети от 4 лет. Занятия проходят в групповой форме, в группе одновременно занимаются до 15 человек. С первых же занятий приходится сталкиваться с проблемой отсутствия у большинства дошкольников четкой, ясной речи, которая необходима для исполнения детских эстрадных песен. Именно поэтому речевые и музыкально-речевые игры-упражнения для развития дикции, артикуляционного аппарата занимают ведущее место на первом году обучения. Остановимся подробнее на некоторых из них. Каждое занятие с детьми традиционно начинается с артикуляционной игры-гимнастики (метод В.В.Емельянова), позволяющей активизировать речевой аппарат, снимать напряженность и скованность артикуляционных мышц. Для того, чтобы детям было интереснее выполнять упражнения, рассказываем сказку о «язычке-путешественнике», которому стало тесно в своем «домике-замке» (толкаем язычком в правую и левую щеку, верхнюю и нижнюю губу) и он решил прогуляться (кусаем кончик язычка, затем весь язык). Зубы-стражники заметили отсутствие язычка и вернули его в домик, закрыв двери на замки (кусаем нижнюю и верхнюю губу). Они еще раз проверили, насколько хорошо закрыты двери в замке (широко улыбаемся, показываем верхние и нижние зубы). Язычок был очень шустрый и резво бегал по домику (круговые движения язычком в одну и другую сторону). Стражники пытались поймать язычок (кусаем язык боковыми зубами) и очень удивлялись тому, какой язычок шустрый (поднимаем брови, делаем удивленное лицо) и обижались, что никак не могут сладить с маленьким проказником (хмурим брови, делаем обиженное лицо). Наконец, язычку-путешественнику все-таки удалось выбраться из своего домика, и ему захотелось поскорее рассказать всем много интересных историй, сказок, стихов, скороговорок. После завершения игры-гимнастики сразу переходим на речевую игру-упражнение, которая предусматривает четкое и выразительное чтение детского стихотворения. Данная речевая игра позволяет легко и непринужденно развивать у дошкольников интонационную выразительность речи, воспитывать чувство ритма и темпа, развивать артикуляционный аппарат, улучшать дикцию. На начальном этапе предлагаю детям стихотворение «Коза-дереза», которое обычно вызывает интерес и очень нравится дошкольникам. Каждую строчку сначала произносит педагог, затем повторяют учащиеся хором. - Идет коза (учитель) После того как стихотворение произносится дошкольниками четко и уверенно, начинаем работать над выразительтностью речи, развитием тембра и динамики голоса. Произносим стихотворение со сменой динамического диапазона голоса: тихо» (чтобы не разбудить козу) и «громко» (чтобы все услышали), меняя регистр голоса: «высоко» (рассказывают белочки и птички) и «низко» (рассказ волка и медведя), меняя темп: «быстро» (убегаем от кого-то или спешим на поезд), «медленно» (крадемся как шпионы, ползем как черепахи). Также положительное воздействие на развитие дикции у дошкольников оказывают речевые и музыкально-речевые игры с использованием массажных мячиков. «Пупырчатая» поверхность мячика, воздействуя на нервные окончания, положительно влияет на общее самочувствие ребенка и развитие речевых способностей. В музыкально-речевой игре с массажными мячиками дошкольники развивают не только дикцию, но и тренируют моторику, развивают интонационную выразительность речи, знакомятся с тембровым разнообразием голосов. Одна из игр в работе с детьми на музыкальных занятиях с применением массажного мячика – игра «Колобок» (по мотивам одноименной известной русской народной сказки). Данная игра изначально представляла собой только прочтение стихотворения в совокупности с массажем. Вторая, «музыкальная» часть игры, была придумана совместно с детьми в процессе занятий. Остановимся на данной музыкально-речевой игре подробнее. Проводится игра с применением не только массажного мячика, но и фортепиано. Дети хором (на начальном этапе с помощью педагога), держа в руках массажные мячики, произносят следующие строки: Так пересказывается вся сказка про колобка, который на своем пути встречается с волком, медведем и лисой. Песенка каждого героя поется в соответствующем ему регистре. Применение речевых и музыкально-речевых игр на занятиях эстрадным вокалом с детьми дошкольного возраста положительно влияет на развитие дикции у дошкольников, позволяет в непринужденной форме добиваться положительных результатов в устранении речевых дефектов. И самое, пожалуй, главное, применение речевых и музыкально-речевых игр в процессе работы с дошкольниками, побуждая детей к активному творчеству, позволяет сделать занятия увлекательными, интересными и любимыми у детей. |