Выдвигающееся меню

Автор Гваджая Хатуна Анзориевна   
15.06.2020 г.
Долгосрочный воспитательный проект

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ИЗУЧЕНИЕ НАРОДНОЙ ГРУЗИНСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Гваджая Хатуна Анзориевна - педагог дополнительного образования

г.о. Самара, 11.10 . 2013 г.
Место и год разработки

МБУ ДО ЦВР «Поиск» г.о. Самара, 2013-2018 г.г.
Место и год апробации    Заключение
Методического совета
от 02.09.2013 г.
Представление Совета Центра от 05.05.2018 г.

«…Ребенок – целостная личность, и, прежде всего, надо, чтобы педагогический процесс увлекал его полностью... Учение станет смыслом жизни для ребенка, если оно управляется с его же позиций, реализуя внутреннюю готовность к развитию, самостоятельности, самоутверждению, нравственному становлению».
Ш.А. Амонашвили

I.    СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ПРИОБРЕТЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПОЗИТИВНОГО СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА В РАМКАХ  ПРОЕКТА «ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ИЗУЧЕНИЕ НАРОДНОЙ ГРУЗИНСКОЙ КУЛЬТУРЫ»

1.    НАЛИЧИЕ ПРОГРАММНЫХ МАТЕРИАЛОВ ПО ПРЕДСТАВЛЕННОМУ ПРОЕКТУ

1.1.    ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

1.2.    СОДЕРЖАНИЕ ОПЫТА, ОРИЕНТИРОВАННОГО НА ФОРМИРОВАНИЕ БАЗОВЫХ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТА

АКТУАЛЬНОСТЬ
Процесс интеграции представителей различных государств в Российскую Федерацию, наблюдающийся в последние десятилетия, является важным показателем социального благополучия и успешности модернизации его нового гражданского сообщества. Одним из индикаторов положительной динамики является установившееся в Самарской области взаимопонимание представителей переселенных этнических групп с местным населением, положительная динамика в соотношении гражданской и этнической идентичностей.
    Говоря о гражданской идентичности в контексте Федерального государственного образовательного стандарта, мы подразумеваем общероссийскую идентичность(См. Приложение), в основу которой входит осознание своей принадлежности к российской нации. В понятие «российская нация» заложено значение российской гражданской общности, в которую входят представители различных этнических групп, проживающих на территории Российской Федерации. Важным является то, что каждая такая группа, сохраняя свою национально-культурную самобытность, поддерживает  дружественные взаимоотношения с коренным населением, невзирая на национальные признаки.
    Основу гражданской идентичности составляют базовые ценности, заложенные в культурных, семейных, социально-исторических, религиозных традициях многонационального народа Российской Федерации. Они передаются из поколения в поколение, объединенные общей исторической судьбой. Базовые ценности являются источником нравственности и включают в себя:
-  «…патриотизм  (любовь к России, своему народу, своей малой Родине; служение Отечеству);
-  социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);
-  гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и  семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);
-  семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);
-  труд и творчество (созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);
-  наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);
-  традиционные российские религии (учитывая светский характер обучения в государственных и муниципальных  школах, ценности традиционных российских религий присваиваются школьниками в виде системных культурологических представлений о религиозных идеалах);
-  искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);
-  природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета);
-  человечество (мир во всем мире, многообразие и равноправие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество)».
В данном документе указано, что система образования призвана обеспечить «формирование у детей и молодежи целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, развитие культуры межэтнических отношений.
Наша страна - многонациональна, многонационален и наш Самарский край. Разные этносы, живущие рядом, перенимают культурные традиции друг друга, но у каждого из них есть что-то свое, особенное, присущее только ему и, хранимое веками.  В Самарской области в течение многих веков в мире и согласии проживают представители многих национальностей: русские, татары, чуваши, мордва (эрзя и мокша), украинцы, башкиры, казахи, армяне, азербайджанцы, немцы, грузины, евреи и др.  Грузины проживают на самарской земле, тоже, очень давно. По данным переписи 1926 года в Самарской губернии проживал 31 грузин. С тех пор количество проживающих  постоянно растет и, в 2010 году численность грузинской диаспоры увеличилась до 2648 человек.
В современном поликультурном пространстве Самарского края важно знать и уважать культуру и традиции других народов, что является необходимостью и требованием времени, способствующих сохранению и открытости многонациональному миру, установлению диалогичности с другими национальными культурами.
Формирование и воспитание молодого человека, являющегося носителем базовых ценностей, является важной задачей образовательного учреждения. Независимо от этнической принадлежности, мы должны формировать не только эрудированного, умеющего аргументировать, доказывать свою точку зрения,  имеющего творческий потенциал человека, но и человека духовного, с внутренней позицией, нацеленного на самоопределение  (принятие основ гражданской российской идентичности, гордость за свою Родину; развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности). Подобное сочетание данных целей в воспитательном процессе способствует:
•    формированию установки на смыслоообразование: на поиск и становление личностного смысла на основе устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов;
•    морально этическому ориентированию учащегося на знание и выполнение  основных моральных норм, на понимание их социальной необходимости.

Актуальность проблемы формирования гражданской идентичности учащихся, связанная с политической обстановкой в мире, с укреплением социальной солидарности в обществе, с необходимостью сплочения перед лицом внешних и внутренних вызовов и обусловила выбор темы долгосрочного воспитательного проекта.
Формирование гражданской идентичности детей и подростков, являющихся представителями грузинской нации, должно проходить так, чтобы они не потеряли связь с национальной  культурой, в процессе  ее интеграции  на российскую почву.
Данный проект основан на учебно-исследовательской деятельности учащихся, благодаря которой, полученные знания и умения приобретаются в результате личного поиска и практического применения.

ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ В ФОРМИРОВАНИИ РОССИЙСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

•    Во-первых, в России до сих пор не преодолен, в полной мере, кризис идентичности. Это выражается в отчуждении гражданина от государства и общества, от решения социальных проблем и утрате индивидом чувства принадлежности к своему народу, своей нации.
•    Во-вторых, известно, что детство и юность является самой благодатной порой для воспитания гражданских и патриотических чувств. По всей видимости, гражданское образование окажется более эффективным в том случае, если его содержание будет тесно увязываться с инновационными методами и формами обучения и воспитания.
    Значение национального фактора для общественной жизни Самарской области было и остается актуальным. Заселение территории современной Самарской области изначально происходило выходцами из многих страны, принадлежащими к разным этническим группам. В настоящее время этнический состав ее населения включает представителей более 100 национальностей. В годы перестройки возникло общественное движение возрождения национальных культур и этнического самосознания населения области, которое представлено национальными и межнациональными объединениями граждан. Среди них есть и объединение граждан грузинской национальности. По инициативе Грузинского культурного центра «Мамули» в 1996 году была создана грузинская воскресная школа «Мзиури», в рамках которой дети и молодежь получили возможность изучения грузинского языка всеми желающими, независимо от национальной принадлежности. Преподавание ведется носителями грузинского языка, что способствует глубокому погружению в подлинную языковую среду.
    В условиях воскресной школы «Мзиури» работающей в рамках учебно-воспитательного процесса Центра внешкольной работы «Поиск» г.о. Самара реализуется долгосрочный воспитательный проект «Формирование гражданской идентичности учащихся через изучение народной грузинской культуры», участниками проекта являются дети  разных национальностей: грузины, русские, евреи и  мордва. Казалось бы, что для представителей разных народов важнейшим и основным должно являться изучение своей культуры (языка, народных традиций, этикета и др.). Но, проживая в многонациональной среде, общество всегда стремилось к построению диалога между культурами различных народов.
    И сегодня в грузинских семьях, когда-то переселившихся в Самарскую губернию, родилось новое поколение детей, для которого Самара стала малой Родиной. Национальные традиции в таких семьях бережно сохраняются и, вместе с тем, важным становится формирование гражданской идентичности россиянина у подрастающего поколения.
1.
В последних правительственных документах, являющихся  направляющими в формировании образовательной политики учреждений, определен образ выпускника, являющегося патриотом своей страны, проявляющего чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, прошлое и настоящее многонационального народа России. Главное, являясь носителем базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций, он определяет свое место в российском гражданском сообществе. Но не все учреждения дополнительного образования готовы работать в данном направлении, не все из них определили свое действенное отношения к Федеральному государственному образовательному стандарту.
Воспитательное значение национальной культуры предполагает осознание осмысленности своего существования, это - условие для формирования гражданской идентичности в условиях учреждения дополнительного образования.
Подобной работой занимаются во многих учреждениях, но она ведется без опоры на учебно - исследовательскую деятельность. Согласно ФГОС, именно развитие проектного мышления становится важным и необходимым в формировании современной личности. В воскресной школе «Мзиури» учебно-исследовательская деятельность является основной составляющей образовательного процесса.
2.
Российская Федерация, являясь одним из крупнейших полиэтничных государств мира (на ее территории, проживают представители 193 этнических общностей), всегда стремилась к построению диалога между культурами различных народов. В российском обществе установилась многовековая традиция мирного сосуществования, с уважительным отношением к отличительным особенностям материальной и духовной культуры этносов. В настоящее время политика формирования российской идентичности не подкрепляется образовательными программами, реализуемыми в учреждениях дополнительного образования.
3.
В воскресной школе «Мзиури» реализуется потребность детей в определении своей гражданской идентичности. Здесь, через изучение дополнительных общеразвивающих программ «Музыкальная культура Грузии», «Грузинский язык» и «Национальный этикет и история Грузии», определяется путь воспитания и образования. Знакомясь с историей, культурой, языком, традициями и этикетом Грузии, учащиеся познают особенности характера и душу грузинского народа, основу его духовности и веры, определяют его ценности. Обучающиеся продуктивно взаимодействуют на основе учебно-исследовательской деятельности. Через активное участие в учебно-исследовательской работе они вступают в межкультурное взаимодействие, характерное для современного человека, уважительно воспринимающего этническое разнообразие и культурную самобытность грузинского народа. Наиболее приемлемым, с социальной точки зрения, представляется такой подход, при котором воспитание российской гражданской идентичности воспринимается как приоритетное, однако, одновременно признается ценность и важность поддержания средствами образования этнокультурной идентичности учащихся.
Ценностные ориентиры образования, как социальной деятельности учащихся школы «Мзиури», обеспечивающей гармоничное единство общечеловеческой идентичности, гражданской идентичности и этнической идентичности отражены в совокупности предлагаемых учащимся общеразвивающих программ, направленных на:
-  формирование гражданской идентичности, идентичности человека как гражданина своей страны, воспитание гражданского патриотизма и любви к Родине;
-  приобщение к национальной грузинской культуре, знание ее истории, языка  и национального этикета;
-  приобщение учащихся к историческому наследию грузинской культуры и ее места во всеобщей истории человечества.
4.
В современном мире стали очевидными успешность и востребованность активно действующего, неравнодушного человека. Для педагога важно не столько дать знание ребенку, сколько сформировать у него умение приумножать, добывать, перерабатывать, использовать его на практике. Вот почему важно приобщение учащихся к учебно – исследовательской и проектной  деятельности. Формирование личности, способной участвовать в учебно-исследовательской работе в области предметных знаний ведет к активному познанию мира и овладению профессиональными навыками, формирует причастность к проблемам общества и побуждает к продуктивному участию в его развитии. А общество для них  - это малая Родина и большая страна Россия.
Новизна проекта
Интеграция различных национальных культур в российскую среду способствует необходимости реализации дополнительных общеразвивающих программ, в которых основным средством обучения является учебно-исследовательская деятельность.
Гипотеза проекта
Изучение народной грузинской культуры способствует формированию гражданской идентичности учащихся.

УСЛОВИЯ ИЗМЕНЕНИЯ КАЧЕСТВА ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В РАМКАХ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В условиях введения и реализации Федерального государственного образовательного стандарта формирование гражданской идентичности призвано обеспечить интеграцию, единство и целостность самосознания личности как гражданина поликультурного общества на основе общечеловеческих нравственных ценностей.

К факторам формирования гражданской идентичности относятся:
•    общее историческое прошлое России и Грузии, существование данной общности, воспроизводящееся в мифах, легендах, символах;
•    грузинский и русский языки, являющиеся средством коммуникации;
•    грузинская и русская культуры  и их взаимопроникновение;
•    переживание данным сообществом совместных эмоциональных состояний, связанных с реальными ситуациями в стране.

Формирование гражданской идентичности предполагает учет следующих структурных компонентов, характеризующих изменения качеств личности учащегося:
•    когнитивный (познавательный) – знания об истории Грузии, ее языке, национальных традициях, организации общества, общественно-политических событиях;
•    эмоционально-оценочный - способность к эмоциональному отклику на основе оценочных действий;
•    рефлексивный – способность использования знаний и представлений, собственного участия в учебно-исследовательской, проектной деятельности;
•    аксиологической (ценностно-ориентировочной) – уважение прав других людей, толерантность, самоуважение, принятие и уважение правовых основ государства и общества;
•    деятельностный (поведенческий) – участие в общественной жизни воскресной школы и ЦВР «Поиск», района, города, области; самостоятельность в выборе решений, способность противостоять ассоциальным поступкам и действиям, ответственность за принятые решения.

Главным условием изменения качества воспитательного процесса является  использование инновационного процесса в обучении.

    Цель проекта: формирование российской идентичности учащихся на основе изучения программного материала воскресной школы «Мзиури» посредством вовлечение их в учебно-исследовательскую деятельность, направленную на укрепление социальной солидарности народов Самарского региона.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
Воспитательные задачи:
•    формировать патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордость за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уверенность в его великом будущем;
•    плавно интегрировать традиционную грузинскую культуру в российское сообщество;
•     формировать гражданскую позицию учащегося как сознательного, активного и ответственного члена российского общества, уважающего закон и правопорядок, осознающего и принимающего свою ответственность за благосостояние общества, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
•    формировать готовность к служению Отечеству, его защите;
•    формировать мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
•    формировать основы саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими нравственными ценностями и идеалами российского гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой, исследовательской и ответственной деятельности (образовательной, учебно-исследовательской, проектной, коммуникативной);
•     формировать толерантное сознание и поведение личности в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигая в нём взаимопонимания, умение находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
•    формировать навыки сотрудничества со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно- полезной, учебно-исследовательской, проектной деятельности;
•    формировать нравственное сознание, чувства и поведение на основе усвоения общечеловеческих нравственных ценностей;
•    формировать готовность и способность к образованию, ведению учебно-исследовательской работы, как условию дальнейшей успешной профессиональной и общественной деятельности;
•    формировать эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, творчества, спорта, общественных отношений;
•    принимать и реализовывать ценности здорового и безопасного образа жизни.
Развивающие задачи:
•    активизировать потребность в проектной деятельности, самовоспитании, саморазвитии и самореализации с использованием программных знаний;
•    формировать готовность к самоанализу и самооценке, реальному уровню притязаний;
•    развивать способность действовать в ситуации выбора, строить перспективные планы на будущее, решать практические проблемы в экспериментальной ситуации,  корректировать выбор, презентовать себя;
•    формировать положительное отношение к себе, уверенность в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии;
формировать навыки учебно-исследовательской деятельности.
Обучающие задачи:
•    изучить культуру, историю, национальные традиции, язык грузинского народа;
•    использовать полученные знания для толерантного погружения в социальную многонациональную среду;
•    формировать умения выполнять учебно-исследовательскую работу.
Решение проектных образовательных задач возможно только при непосредственной совместной образовательной деятельности взрослых и детей.
Изменения качества личности ученика возможны при его активном участии в реализации долгосрочного воспитательного проекта «Формирование гражданской идентичности учащихся через изучение народной грузинской культуры». Учащийся приобретает следующие компетенции, характерные для социально активной личности, занимающейся учебно-исследовательской работой в рамках проектной деятельности
Ценностно-смысловые компетентности связанны с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.
Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит выбор индивидуальной образовательной траектории ученика и программа его жизнедеятельности в целом.
Разработанные и реализованные проекты, влияющие на формирование ценностно-смысловой компетентности:
•    разработка учебно-исследовательских и творческих  проектов, их реализация на государственных праздниках России и Грузии. Например: праздник «День России», «День народного единения России», «День Независимости Грузии», «День Матери» и др.;
•    учебно-исследовательского проект «Ветеран живет рядом»  реализован через поисково-исследовательскую работу по выявлению ветеранов, детей фронта, описанию их жизненного подвига, созданию пригласительных билетов и их распространение, разработку сценария концерта и его показ.
Общекультурные компетентности способствуют познанию и получению  опыта деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры.
Данные компетентности направлены на развитие:
•    духовно-нравственных основ жизни человека и человечества, отдельных народов;
•    культурологических основ семейных, социальных, общественных явлений и традиций;
•    компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере;
•    опыта освоения учеником картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира.
Разработанные и реализованные проекты, влияющие на формирование общекультурной компетентности:
•    разработка учебно-исследовательских проектов и их реализация в рамках социально-значимых  акций.
Учебно-познавательные компетенции: направлены на развитие самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности.
Данные компетентности направлены на развитие способностей:
•    выдвижения идеи (мозговой штурм);
•    проблематизации (увидеть проблему, провести самоанализ, обоснованный выбор способа или метода, пути деятельности, планирование своей деятельности);
•    целеполагания, планирования и формулирования задачи (умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний);
•    поиска и выдвижения гипотезы;
•    рефлексии, самооценки;
•    формирования функциональной грамотности (умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания).
Разработанные и реализованные проекты, влияющие на формирование учебно-познавательных компетенций:
•    разработка учебно-исследовательских проектов и их реализация на конференциях, семинарах, открытых занятиях.
Информационные компетенции  способствуют получению навыков деятельности по отношению к информации в рамках учебных  программ воскресной школы «Мзиури» и социально-педагогических проектов, а также в окружающем мире.
Данные компетентности направлены на:
•    овладение современными средствами информации (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир и т.п.);
•     информационными технологиями (аудио, видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет);
•    поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение;
•    структурирование информации, выделение главного, приём и передачу информации;
•     представление полученной информации в различных формах; упорядоченное хранение и поиск информации по каталогам, контекстный поиск в Интернет.
Информационные компетенции  формируются и используются  в  процессе  интернет-общения  по адресам:
Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. – находится в Грузии и поддерживает связь со всеми грузинскими диаспорами мира;
www.georgians.ru – Союз Грузин в России (Москва);
naninomuz@ gmail.com – музыкальная школа г. Зугдиди (Грузия);
http://kartvelebi.ru/diaspora/ - грузинская диаспора «Мамули» (Самара);
vk.com – Группа «Грузинская воскресная школа «Мзиури» (Самара).
Коммуникативные компетенции направлены на знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями.
Данные компетентности направлены на:
•    умение представить себя, написать письмо, заполнить анкету, задать вопрос, вести дискуссию и др.;
•    слушание и понимание других;
•    выражение себя;
•    нахождение компромисса;
•    взаимодействие внутри группы.
Все групповые проекты разрабатываются успешно только при хорошем взаимодействии. Реализация всех проектов различной направленности (физкультурно-спортивных, социальных, патриотических и др.) способствуют формированию и развитию коммуникативных компетенций, являющихся основой и характерной особенностью грузинского народа.
Компетенции личного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Данные компетентности направлены на:
•    непрерывное самопознание;
•    развитие необходимых современному человеку личностных качеств;
•    формирование психологической грамотности, культуры мышления и поведения;
•    усвоение правил личной гигиены, заботы о собственном здоровье;
•    внутреннюю экологическую культуру;
•    освоение способов безопасной жизнедеятельности.
Данные компетентности формируются у учащихся при разработке учебно-исследовательских проектов экологической, образовательной и других направленностей. Примером являются проекты  «Папа,  мама,  я – спортивная семья»,  «Эффект  бумеранга», «Вальс Победы!», «Праздники двора»,  «Россия, Родина моя» и др.

Социально-трудовые компетентности  направлены на выполнение учащимся роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя, потребителя, покупателя, клиента, производителя, члена семьи.
Данные компетентности направлены на:
•    умение анализировать ситуацию на рынке труда;
•     действовать в соответствии с личной и общественной выгодой;
•    владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений.
Данные компетентности формируются у учащихся при разработке проектов, подготовки к реализации и презентации. Наиболее результативной формой реализации проектов, направленных  на формирование социально-трудовых компетентностей является КТД.  
Разработанные и реализованные проекты, влияющие на формирование данной компетенции:
•    разработка учебно-исследовательских, социальных проектов, реализованных в летней творческой смене «Шире круг», в рамках «Дня народных ремесел»; на субботниках  ( уборка территории, подготовка мест для клумб, высадка цветов и дальнейшего ухода за растениями), на празднике «Ярмарка народных игр» и «Ярмарка народных ремесел», проекты были реализованы

ХОД РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Продолжительность проекта: 2013-2018 г.г.
Целевая аудитория проекта:
•     учащиеся МБУ ДО ЦВР «Поиск» г.о. Самара 7-17 лет.
Участники проекта:
•     учащиеся МБУ ДО ЦВР «Поиск» г.о. Самара;
•    родители обучающихся;
•    педагог дополнительного образования.

Скачать весть текст проекта

© 2024. Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр внешкольной работы «Поиск» городского округа Самара