Выдвигающееся меню

Автор Жалелова Айгуль Наримановна   
15.06.2020 г.
Долгосрочный воспитательный проект
 «КАЗАХСКИЙ ЯЗЫК - ПУТЬ К ПРОФЕССИИ»

Жалелова Айгуль Наримановна, педагог дополнительного образования

г.о. Самара, 11.12 . 2012 г.
Место и год разработки

МБУ ДО ЦВР «Поиск» г.о. Самара, 2012-2016 г.г.
Место и год апробации    Протокол заседания
Педагогического совета №1
от 11.12.2012 г.
Протокол заседания Педагогического совета №1 от 08.09.2015 г.

I.    КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТА

1.1. Актуальность профессиональной ориентации

В Федеральном законе «Об образовании» от 29.12.2012 года определена стратегическая линия в педагогической  работе: в учреждении должны быть созданы условия для развития личности, готовой к самоопределению и социализации.
В Приказе Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. N 1008 г. "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам" указано, что образовательная деятельность по дополнительным общеобразовательным программам должна быть направлена на профессиональную ориентацию учащихся.
Актуальность проекта «Казахский язык – ключ к профессии» определяется значимостью формирования у обучающихся профессионального самосознания и осознанного профессионального намерения, осознанию интереса к будущей профессии. За краткостью слов «выбор профессии» стоит планирование, проектирование, обдумывание профессионального жизненного пути, «профессионального старта» и подготовка к будущей профессиональной деятельности. Правильно сделанный выбор – это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем. Профессиональное самоопределение является начальным звеном профессионального развития личности.
В настоящее время на рынке труда востребованы специальности, связанные с владением иностранных языков. Образовательные учреждения создают условия для овладения европейскими языками, не учитывая спрос на знание языков народов СНГ.
После распада СССР отношения между Россией и Казахстаном превратились в одну из важнейших составляющих не только на постсоветском пространстве, но и в сфере геополитики. Дипломатические отношения между Российской Федерацией и Республикой Казахстан установлены 22 октября 1992 года и все это время российско-казахстанские отношения развиваются в духе добрососедства, союзничества и стратегического партнерства.
Все эти годы казахстанско-российские отношения развивались устойчиво и динамично, последовательно решались важные вопросы в экономической, политической, гуманитарной и иных сферах. Между странами сложились партнерские отношения, для которых в полной мере характерны стабильность, взаимное доверие и открытость. Высокий уровень сотрудничества имеет объективные причины, это общность исторических, хозяйственных и духовных ценностей двух крупнейших евразийских народов казахов и русских.
Приведем краткий обзор формирования социально- экономических взаимоотношений между Российской Федерацией и Республикой Казахстан. По мнению президента РФ Владимира Путина на встрече с президентом РК Нурсултаном Назарбаевым, в 2006 г. торговый оборот между странами превысил 8 млрд. долларов, достигнув рекордного, за последние 10 лет уровня.
В январе-ноябре 2012г. товарооборот вырос по сравнению с аналогичным периодом 2011г. на 6% и достиг 20,5 млрд долл. В структуре российского экспорта в Казахстан значительную долю занимают минеральные продукты (30,9%), машины, оборудование, транспортные средства, приборы и аппараты (23,3%), металлы и изделия из них (13,3%). В импорте из Казахстана - минеральные продукты (32,1%), металлы и изделия из них (9,65%), продукция химической промышленности и связанных с ней отраслей промышленности (10,17%), текстиль, текстильные изделия и обувь (10,21%), машины, оборудование и транспортные средства, приборы и аппараты (33,1%), продукты животного и растительного происхождения, продовольственные товары (1,0%).
В Казахстане работает около 4 тыс. предприятий с участием российского капитала. Кооперация в космической области, в частности взаимодействие на комплексе "Байконур" растет.
Встреча 15.10.2015 г. глав двух государств в Астане отобразила качество их социально-экономических отношений. Российско-казахстанское сотрудничество президент России назвал доверительным и всесторонне союзническим. Между Россией и Казахстаном уже длительное время выстраиваются теплые и финансово верные отношения. Развитие Евразийского экономического союза только поддерживает налаженные связи. В ближайшие два-три года товарооборот может увеличиться  до 5%.
В.В. Путин отметил, что денежный эквивалент российско-казахстанского торгового сотрудничества показывает явный прирост. Нурсултан Назарбаев отметил, что Казахстан является самым надежным партнером РФ.
Самарская область занимает выгодное транспортно-географическое положение. На ее территории река Волга - крупнейшая водная артерия Европейской части России - пересекается железнодорожной магистралью, соединяющей центр и юг страны с Уралом, Сибирью, Средней Азией и Казахстаном.
Самарская область тесно сотрудничает с Республикой Казахстан. Казахстан  традиционно является основным торговым партнером Самарской области среди стран СНГ, входит в первую десятку стран - основных торговых партнеров Самарской области. Экономическая интеграция есть самая высшая, максимально возможная форма тесного экономического сотрудничества в условиях независимости и самостоятельности государств - участников интеграции.
Стремление многих государств мира к региональной экономической интеграции сегодня - процесс объективный и закономерный. Такое стремление государств отражает те громадные качественные изменения, которые за последнее время произошли в мире и которые создают благоприятные условия для развития интеграционного процесса в различных сферах общественной жизни.
Самарскую область и Республику Казахстан объединяет общая стратегическая цель общественного и экономического развития; приверженность к установлению демократических связей.
По данным Приволжского таможенного управления, на протяжении нескольких лет наблюдается равномерное развитие товарооборота с Республикой Казахстан.
С 2006 года, направлениями развития реального экспортного потенциала являются увеличение объемов производства традиционной экспортной продукции и повышение степени обработки экспортоориентируемой продукции. Для Самарского региона это следующие виды товаров и услуг:
•    нефть и изделия из нее;
•    алюминий и изделия из него;
•    синтетический каучук и резинотехнические изделия;
•    минеральные удобрения;
•    легковые автомобили;
•    транспортные услуги.
Направления развития экспортного потенциала заключаются в оценке конкурентоспособности следующих видов товаров и услуг, производимых в Самарской области. Это:
•    продукция авиастроения;
•    космические летательные аппараты;
•    продукция машиностроения;
•    легковые автомобили;
•    услуги туризма;
•    услуги в области освоения космоса.
Самарская область экспортирует в Республику Казахстан машины, оборудование и транспортные средства (среди товаров этой группы наибольший удельный вес занимают легковые автомобили  - 63,3%).
Стабильно экспортируется металлы и изделия из них.
Продажа продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья постоянно растет (объема товаров данной  группы занимают алкогольные и безалкогольные напитки, рыбная, молочная продукции, зерновые хлеба, масличные семена и лекарственные растения).
Ключевыми факторами, определяющими казахстанско-российские отношения, являются остающаяся взаимозависимость хозяйственных связей, общность историко-культурных традиций и, наконец, менталитет.
Проблемное поле
1.Развитие международных и межрегиональных торгово-экономических связей между Самарским регионом и Республикой Казахстан требует знания казахского языка, истории и традиции казахского народа. Пополнение молодых специалистов, являющихся носителями казахского языка, в Самарском регионе отсутствует. В связи с этим необходимо создание условий для формирования мотивации к изучению  данного сегмента в подростковой и молодежной среде.
Именно в этом возрасте процесс самоопределения является ведущей деятельностью, на основании которой строится будущее личности. На выбор профессии могут повлиять самые разные мотивы:
•    материальные, выражаемые стремлением к высокооплачиваемой работе и льготам; социальные, когда подросток желает занимать достойное место в обществе;
•    моральные, связанные с желанием приносить пользу человечеству, при этом иметь большой круг общения;
•    мотивы престижности, когда есть желание строить карьеру, выбирая профессию, значимую в кругу близких и друзей; профессиональные и познавательные, целью которых является глубокое освоение профессии;
•    утилитарные, позволяющие работать и пользоваться всеми благами цивилизации, в непосредственной близости к дому, в чистом офисе и т.д.;
•    творческие, дающие волю фантазии и креативности; эстетические, учитывающие стремление к гармонии и красоте в профессии.
Проект «Казахский язык - ключ к профессии» способствует получению знаний и умений, помогающих в удовлетворении притязаний подростков и  удовлетворению востребованности государства в специалистах со знанием языка.
2. Ранняя юность — единственная пора социально-узаконенного, общественно необходимого выбора растущим человеком своего собственного будущего. Ведущий вид деятельности обучающихся данного возраста — учебно-профессиональный. Характерной чертой его является формирование жизненных планов, связанных с выбором профессии.
Оказание ориентиров использования знаний казахского языка в дальнейшей профессиональной жизни не оказывается в образовательных учреждениях города.
В связи с тем, что долгосрочный воспитательный проект «Казахский язык – ключ к профессии» определяя содержание образования учащихся, способствует ранней жизненной предпрофессиональной ориентации. Проект указывает на спектр  профессий, предоставляет условия для апробации личностных возможностей в выбранном профессиональном определении.
3.Современное общество требует формирование у подростков активной жизненной позиции. Ожидания получение на рынке труда инициативной знающей молодежи находится под угрозой. Низкий уровень развития коммуникативных качеств является характерным для многих современных подростков. Активное техническое развитие и вхождение в жизнь с раннего возраста различных электронных гаджитов способствует формированию у них отсутствия потребности общения с людьми, неумение построения взаимоотношений со сверстниками. Создание условий для общения на основе казахского языка способствует развитию творческой активности подростков через вовлечение их в интересный мир исторического прошлого Казахстана, осознания реальности настоящего и построение модели профессионального будущего.
Поэтому возникает необходимость создания такой целостной организации образовательного пространства, при котором происходило бы наполнение внутреннего мира подростка ценностным содержанием.
Учреждение дополнительного образования Центр «Поиск» предоставляет уникальные возможности для целенаправленного воздействия на личность через проектную деятельность. Причем, долгосрочный воспитательный проект способствует пролонгированному формированию мира морали подростка, затрагивающего глубинные основы человеческого существования, основанного на базовых ценностях. Проектная деятельность обучающегося направлена на самоопределение, первичную профессиональную ориентацию и саморазвитие.

Идея проекта заключается в создании условий для формирования мотивации подростков для изучения казахского языка, как средства в профессиональном самоопределении. Через теоретическое познание и практическую разноплановую деятельность ими познаются профессиональные приоритеты носителя казахского языка перед сверстниками. Участвуя в реализации проекта, подростки получают возможность решать актуальную проблему профессионального выбора, то есть плавно войти во взрослую жизнь и адаптироваться в ней профессионально.

Гипотеза. Сформированность профессионального самоопределения будет способствовать пополнению рынка труда молодыми специалистами, владеющими навыками общения и умеющими на практике использовать знания истории, культуры, традиций и языка казахского народа; укреплению, расширению и развитию социально-экономического сотрудничества государств.

Новизна проекта заключается в системном подходе к решению проблем, в использовании системно-деятельностного подхода при формировании личностных качеств подростков с опорой на базовые ценности. Этому способствуют используемые в процессе реализации проекта следующие важные коммуникативные йоханнесбургские принципы развития личности, основанные на международных и региональных правовых нормах, относящихся к защите прав человека:
Свобода мнения, самовыражения и информации
•    Каждый человек имеет право беспрепятственно придерживаться своих мнений.
•    Каждый человек имеет право на свободное выражение своего мнения, что включает свободу искать, получать и распространять всякого рода информацию и идеи независимо от государственных границ устно или письменно или в печатном виде, либо в форме произведения искусства или через иные средства коммуникации по своему выбору.
Запрещение дискриминации
Никогда при ограничении свободы выражения мнения или свободы информации, в том числе под предлогом национальной безопасности, не должна допускаться дискриминация по признакам расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или других взглядов национального происхождения или социального положения, имущественного ценза, рождения или по другим признакам.
1.2. Цели и задачи проекта

Цель: формирование профессионального самоопределения на основе изучения культуры и языка казахского народа  для расширения и развития социально-экономического сотрудничества государств.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
Обучающие задачи:
•    изучить историю казахского народа для компетентного погружения в среду носителей казахского языка;
•    использовать знания казахского языка для практического профессионального ориентирования и общения;
•    формировать знания устной и письменной речи на казахском языке;
Воспитательные задачи:
•    использовать знания традиционно казахской культуры, необходимой при профессиональном общении;
•    приобрести индивидуальный практический опыт общения на казахском языке, соответствующий интересам, склонностям личности обучающегося и востребованности  общества;
•    развить способности адаптироваться в реальных социально-экономических условиях.
Развивающие задачи:
•    активизировать потребность в трудовой деятельности, самовоспитании, саморазвитии и самореализации с использованием знаний казахского языка;
•    формировать готовность к самоанализу и самооценке, реальному уровню притязаний;
•    способность действовать в ситуации выбора, строить перспективные планы на будущее, решать практические проблемы в экспериментальной ситуации,  корректировать выбор, презентовать себя;
•    формировать положительное отношение к себе, уверенность в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии;
•    формировать навыки коммуникативной и управленческой деятельности в процессе коллективной работы.

Скачать весть текст проекта

© 2024. Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр внешкольной работы «Поиск» городского округа Самара