Программа межнационального общения детей и подростков "Самарская горница"
Срок реализации - 2015-2020 г.г.
Возраст обучающихся 6-18 лет.
Составитель программы: методист - Гавриш Наталья Анатольевна
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность
Начало XXI столетия ознаменовались вспышками конфликтов на этнической почве. Не вникая вглубь политических и экономических причин многочисленных вооруженных конфликтов – большинство из них выстроены на этнической основе. Многие причины позволяют политикам легко пользоваться этническим самосознанием народа для достижения целей, зачастую далеких от интересов этноса. В их числе - объективные законы развития этноса, исторические (социальные) законы. Город Самара и Самарская область в силу своего географического положения и исторического развития характеризуется многонациональностью и многоконфессиональностью. В Самарском крае издавна проживают в мире и согласии представители многих национальностей: по данным переписи населения 2010 года среди жителей региона – представители 157 национальностей. В отличие от некоторых регионов России, Среднее Поволжье не являлось и не является ареной серьезных национальных конфликтов, однако определенная напряженность есть и в Самарском регионе, который принимает большое количество приезжих на работу. В сфере межэтнических отношений наиболее острыми проблемными вопросами являются: • слабое общероссийское гражданское самосознание (общероссийская гражданская идентичность); • неустойчивое социокультурное самочувствие русского народа, выраженное в неудовлетворенности его этнокультурных потребностей. В этих условиях важным для образовательного учреждения является стремление к достижению гармонизации межнациональных отношений и укреплению гражданского единства многонационального народа Самарской губернии. Социокультурное пространство образования является тем полем, которое может способствовать вхождению юного человека в полиэтническое общество через приобщение его к культурным ценностям, что непосредственно связано с нравственным аспектом взаимоотношений. Государственная программа «Развитие образования» на 2013-2020 г.г. указывает на модернизацию образовательных программ в системе дополнительного образования детей, направленных на достижение современного качества учебных результатов и социализации. Важнейшим направлением работы в реализации этой программы является сохранение и развитие родного языка, культурных традиций каждого этноса, создание соответствующей системы этнического образования. Важно помочь подрастающему поколению осознать то, что мир является многомерным, а значит и взгляды на это мир различны и не могут сводиться к единообразию или в чью-то пользу. Муниципальная программа "Самарская горница" разработана для обеспечения комплексного подхода к решению аспектов межнационального взаимодействия. Приоритетным направлением является работа по воспитанию учащихся в духе уважения к человеческому достоинству, национальным традициям и общечеловеческим достижениям. Воспитание подростков в духе конструктивного взаимодействия с представителями разных этносов стало особенно актуальным в условиях поликультурного региона, а история и традиции национальных культур народов и народностей, проживающих на его территории, в этом случае, стали рассматриваться как средства, помогающие осуществить этот процесс. В разное время участниками программы стали 17 воскресных национальных школ на базе общеобразовательных школ г. Самара (грузинская, башкирская, татарская, русская православная, эрзя-мокшанская, две еврейских, две немецких, три чувашских), 7 этнообъединений и творческие коллективы из 45 общеобразовательных школ, детских школ искусств и учреждений дополнительного образования города и области.
1.2. Цель и задачи
Цель программы: формирование у учащихся понимания и принятия культуры разных народов Самарского региона для построения полиэтнических отношений в социальной среде. Задачи программы • повышать гражданское самосознание учащихся, через проведение патриотических, благотворительных, социальных акций, мероприятий и национальных праздников; • стимулировать у обучающихся интерес к познанию культурно-исторического наследия своего народа и народов, проживающих в Самарском крае, через реализацию учебно-исследовательской деятельности в процессе подготовки и участия в конференциях, конкурсах, выставках, фестивалях; • развивать у обучающихся творческие и коммуникативные, социальные навыки в условиях профильных смен межнационального общения, к участию в конкурсах и фестивалях национальной культуры; • формировать стремления к бесконфликтному взаимодействию в социуме привлекая участников программы к реализации долгосрочных и краткосрочных совместных проектов и акций, к участию в коллективно-творческих делах; • воспитывать уважительное отношение к людям, к чужим точкам зрения, к традициям и культуре многонационального общества через диспуты, форумы, творческие встречи, волонтерскую деятельность.
Скачать программу
|