Выдвигающееся меню

Автор Давыдов Алексей Станиславович   
16.06.2020 г.
Приёмы практической психологии в работе педагога детского спортивного объединения
(клуб боевых искусств)
 
Методическое пособие

Составил:
Педагог-организатор
подросткового клуба «ЮНЫЙ СПАСАТЕЛЬ»
Давыдов А.С.          

САМАРА 2018 СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………3

1 ГЛАВА.  Определение цели и задач…………………..…4

2 ГЛАВА. Нервно-мышечная релаксация .……………..…5
Дыхание «вечернее» и «утреннее».
Напряжение и расслабление мышц + управление дыханием + концентрация на ощущениях.
Упражнения:
«Тепло в солнечном сплетении»,
Тепло и тяжесть в руках, ногах и во всём теле,
Мышцы лица и эмоции,
«Прохладный лоб»,
Глубокая релаксация

3 ГЛАВА. Аутогенное погружение.……………………..….…8
Идеомоторная тренировка
Сюжетные представления
Вспомогательные медитативные техники

4 ГЛАВА. Самопрограммирование…………………………..11
Построение формул и их последовательность
Сложные действия, эмоции и воля, взаимодействие с людьми

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………14

ВВЕДЕНИЕ

    Приёмы практической психологии в работе педагога детского спортивного объединения могут применяться как: психологическая подготовка, помощь и саморегуляция.
    Под психологической подготовкой понимается необходимая и неотъемлемая часть учебно-воспитательного процесса, направленная на формирование и развитие системы представлений, отношений, убеждений. Речь идёт, прежде всего, о Формировании мировоззрения и личностных качеств воспитанников подросткового клуба в процессе учебно-тренировочной деятельности. Хотя необходимым также является и формирование специальных условных рефлексов – доведенных до автоматизма реакций в определённой ситуации.
    Психологическая помощь – это профессиональная помощь в разрешении психологических проблем воспитанника. Включает в себя анализ и оценку проблемы, и на их основе - рекомендации, советы, указания, адресованные воспитаннику, а также в ряде случаев использует специальные тренинговые и коррекционные приёмы и программы.
    Психологическая саморегуляция – предполагает самостоятельное выполнение специальных упражнений. Цель которых, в общих чертах: повысить контроль над своими психосоматическим состоянием, эмоциями и поведением.
    Психологическая подготовка, помощь и саморегуляция применяются в комплексе. Так как, целесообразно использовать и влияние группы (при обсуждении актуальных  тем, например) и самостоятельную работу (когда воспитанник берёт на себя обязательство решить важную для него задачу), и работу в парах и тройках (развитие навыков взаимодействия).
    Важно и то, что приёмы практической психологии педагог может использовать и для себя. Для профилактики профессиональной деформации личности, например.

1 ГЛАВА
Определение цели и задач

    Какие бы приёмы практической психологии мы не использовали – будь то беседа или приёмы самопрограммирования, или что-то другое – нужно знать, зачем это нужно. Должна быть поставлена цель (образ желаемого результата) и  задачи (этапы достижения цели).
    Для примера сформулируем несколько целей:
- коррекция черт характера, проявляющихся в нежелательном поведении (очень актуально для подросткового возраста),
- достижение контроля над эмоциями, например, преодоление или «утилизация» страха, для повышения эффективности поведения в определённой ситуации (чащё всего связанной с риском),
- коррекция психосоматических проявлений  - часто плохое самочувствие и преждевременная усталость вызваны психологическими причинами: представлениями, переживаниями и отношением к ситуации,  
- мобилизация для достижения высокого результата,
- формирование мировоззрения и личностных качеств.
    Что касается постановки задач - воспитанникам клуба боевых искусств, например, рекомендуется брать на себя обязательства для развития полезных личностных качеств: выдержки, смелости, настойчивости, решительности, инициативности, воспитания коллективизма.
    В нашей работе мы непосредственно связаны с теми направлениями деятельности (педагогика, подготовка спортсменов), в которых целесообразно использовать такие приёмы практической психологии как аутотренинг. Да и сама работа педагога связана с острым, а иногда и хроническим нервно-психическим напряжением. Необходимым профессиональным навыком для нас является умение сохранять и восстанавливать своё психосоматическое здоровье, а также быстро мобилизоваться для решения учебно-воспитательных задач.

2 ГЛАВА
Нервно-мышечная релаксация


Система упражнений  связанных концентрацией внимания на дыхании, напряжении и расслаблении мышц, с одной стороны, и эмоциями, способностью быстро и качественно отдыхать, мобилизовываться для решения задач, с другой.

Общие положения.
●Заниматься приёмами нервно-мышечной релаксации следует в уютной безопасной обстановке.
●Поза для занятий удобная – сидя или лёжа.
●Одежда не должна стеснять дыхания и движений.
●Освещение неяркое, приглушённое.
●Во время занятий должно быть тихо. Можно также использовать специальное музыкальное сопровождение и аудиозаписи с текстом команд для выполнения упражнений.

Дыхание «вечернее» и «утреннее».
«Вечерние» дыхание успокаивает. Выдох в 3-4 раза длиннее вдоха. Инструкция: «глубокий вдох  и медленный медленный выдох». «Делая вдох, считаем до 2-х, выдох – до 6-8». Выполнять в течение нескольких минут.
«Утреннее» дыхание тонизирует, мобилизует.  Инструкция: «Потянуться. Сделать глубокий спокойный вдох и короткий резкий выдох». 1-3 раза.
 
Напряжение и расслабление мышц + управление дыханием + концентрация на ощущениях.
Нервномышечная релаксация (далее НМР) – это система комбинированных упражнений. Общее во всех упражнениях НМР (кроме «Прохладный лоб») – концентрация внимания на ощущениях, связанных с напряжением и расслаблением мышц и дыханием. Упражнения НМР выполняются поочередно со всеми частями тела. Начинать упражнения лучше с: ведущей руки (для правши - правая), живота (упражнение «Тепло в солнечном сплетении») или лица («Маска релаксации»).

«Тепло в солнечном сплетении». Инструкция: дыхание по вечернему типу (2 минуты); затем, сделать глубокий вдох; задержать дыхание, напрягая мышцы живота (втягивая живот). Задерживать дыхание, до предела напрягая мышцы живота и удерживая это напряжение (можно считать). Затем с выдохом расслабить мышцы. Обращая внимание на ощущения в области живота, восстановить дыхание по вечернему типу. Вспомогательный текст: «чувствую тепло в солнечном сплетении… тепло из солнечного сплетения приятными пульсирующими волнами разливаются по расслабляющимся мышцам… тёплые пульсирующие волны разливаются от солнечного сплетения по всему телу… эти естественные ощущения приятны мне». Выполнять два раза.

Руки и ноги. Работая с руками и ногами, обращаем внимание на ощущение тяжести. Выполнять упражнения можно как поочерёдно (сначала правая рука потом левая, для правши, то же с ногами), так и одновременно (если упражнение получается хорошо). Выполнять упражнения нужно прорабатывая мышцы антагонисты (сгибатели и разгибатели):  1. сжимаем кулаки (см. алгоритм выше «Тепло в солнечном сплетении»), 2. растопыриваем пальцы, 3. носок упирается в пол – пятка поднимается вверх, 4. пятка в пол – носочек вверх. Вспомогательный текст: «мышцы расслабляются, становятся мягкими… чувствую естественную приятную тяжесть рук (ног)… теплые пульсирующие волны… и т.д. Руки тяжёлые и тёплые, ноги тяжёлые и теплые, всё тело тяжёлое и тёплое».

«Прохладный лоб». Является своеобразным  исключением. Так как вместо ощущения тепла внимание концентрируется на ощущении приятной прохлады в области лба (См. ниже «Маска удивления»).

Мышцы лица и эмоции. В названии упражнений для мышц лица указана их связь с определёнными эмоциями. Упражнения с мышцами лица следует изучать и делать используя для контроля правильности выполнения зеркало.

«Маска удивления» одновременно с медленным вдохом постепенно поднять брови так высоко, как возможно. Задержать дыхание на вдохе. Усиливая напряжение в мышцах лба. С выдохом – расслабить мышцы лба, опустить брови. Повторить несколько раз.  
«Маска гнева» - брови хмурятся, раздуваются крылья носа, сжимаются губы и т.д.
«Маска смеха» - углы рта поднимаются и раздвигаются, глаза прищуриваются и т.д.
«Маска недовольства» - углы рта опущены, рот сжат, мышцы подбородка напряжены.
«Маска трубача» - щёки раздуваются, рот плотно сжат, губы вытянуты в трубочку, соответствующие мышцы напрягаются.  
Аналогично выполняются упражнения для жевательных мышц, языка и глаз.
Для того, чтобы освоить упражнения НМР нужно потратить несколько месяцев (сколько именно времени – зависит от индивидуальных особенностей человека).

«Глубокая релаксация». Когда приобретён достаточный опыт с отдельными группами мышц и частями тела, можно и нужно постепенно увеличивать ту область, на которой концентрируется внимание. Например не поочерёдно, а одновременно работать с руками и ногами. Или одновременно напрягать и расслаблять мышцы всего тела, концентрируя внимание на ощущениях, связанных с дыханием, напряжением и расслаблением мышц. Мысленным взором проходить по своему телу, наблюдая за естественными ощущениями: естественная и приятная тяжесть рук, ног, всего тела (от периферии к центру), как приятные теплые пульсирующие волны от солнечного сплетения растекаются по всему телу, до кончиков пальцев рук и ног.
Далее или, в некоторых случаях, параллельно можно изучать и выполнять упражнения аутогенного погружения.

3 ГЛАВА
Аутогенное погружение (далее АП).


АП это произвольно контролируемое (в отличие от естественного сна) психофизиологическое состояние, промежуточное между бодрствованием и сном. АП сопутствуют максимальное мышечное расслабление, расширение большинства периферических сосудов, повышение кожной температуры и некоторое снижение артериального давления.
Субъективно можно различить три фазы АП: 1 – ленивая грузная истома, 2 – чувство телесной лёгкости, невесомости, 3 – характерны нарушения схемы тела,  частичное  или полное ощущение исчезновения тела.
Заканчивая тренировку, нужно выводить себя из состояния АП. Следует потянуться с глубоким и долгим вдохом, затем, с коротким и резким выдохом, открыть глаза, сесть или встать.

Идеомоторная тренировка – это мысленное выполнение действий без их реального осуществления.
Полезно придерживаться такого правила: перед тем как приступить к выполнению какого-либо нового для вас упражнения, закрыв глаза, мысленно представьте, как вы будете его выполнять. Постарайтесь в своем воображении учесть все элементы, малейшие нюансы и прокрутить их сначала как замедленные кинокадры, а после этого в том темпе, в котором будете работать наяву. При этом видеть себя исполняющим упражнение необходимо не только со стороны. Всю последовательность движений нужно представить «через самого себя», через собственные мышечные ощущения. Двух- или трехкратный повтор мысленного Представления разучиваемых упражнений непосредственно перед их физическим исполнением в значительной степени ускорит и облегчит обучение.
Указанный метод можно использовать в любое время и в любом месте. Такая идеомоторная тренировка уточнит программу будущих действий и заложит в головном мозге четкую картину поведения.
В идеомоторной тренировке принято выделять три основных функции представлений: программирующую, тренирующую и регуляторную. Первая из них базируется на представлении идеального движения, вторая - на представлениях, облегающих освоение навыка, третья - на представлениях о возможной коррекции, контроле движений и связях отдельных элементов.
Идеомоторная тренировка существенно повышает скорость и точность движений
Эмоционально-волевая составляющая заключается в потенцировании нами более важных для успешной деятельности человека психических свойств, как эмоциональных, так и волевых. На этом этапе вырабатываются способности к произвольному прекращению тревоги, стабилизации чувств, спокойствия, выработке состояния уверенности.
Ещё одна важная составляющая - усвоение и усовершенствование навыков взаимодействия с людьми, моделирования поведения с помощью сюжетных представлений. При этом прочно усваиваются навыки поведения даже в самых сложных ситуациях.
В тренировочной деятельности используется для отработки различных действий: акробатические элементы, броски, удары и связки.
Для психологической саморегуляции используется приёмы, напоминающие упражнения НМР, выполняемые мысленно.
Можно также упомянуть неосознаваемые идеомоторные действия. Когда человек держит в руке подвешенный на нитке грузик и мысленно заставляет этот грузик вращаться, не осознавая при этом своих идеомоторных действия (микродвижений руки), которые и заставляют грузик вращаться.
Когда мы мысленно (осознанно) выполняем какое либо действие или представляем какую либо ситуацию.  Происходят соответствующие неосознаваемые реакции: изменяется дыхание, работа кровеносной системы, внутренних органов и других систем организма. То есть, неосознанно изменяется работа всего организма, так как будто бы это воображаемое действие или ситуация были реальными.     

1 АП. Шесть классических формул аутотренинга.
1.    Моё дыхание ровное и спокойное.
2.    Моё солнечное сплетение излучает тепло.
3.    Мои руки теплые и тяжёлые.
4.    Мои ноги тёплые и тяжёлые.
5.    Моё сердце бьётся спокойно и ровно.
6.    Мой лоб приятно прохладен.
Формулы должны быть короткими, ёмкими по смыслу, от первого лица единственного числа.
Имеет смысл во время первых занятий аутотренингом детализировать формулы. Для правой и левой руки отдельно. Я чувствую приятную естественную тяжесть в своей правой руке. Пальцы и кисть руки … предплечье … плечё. Я отчётливо чувствую приятную естественную тяжесть в своей правой руке. Тоже для левой руки. Для обеих рук. Тоже с ногами. Далее чувство тепла … от солнечного сплетения приятные тёплые волны разливаются по всему моему телу…Чувствую, как тепло приятными теплыми пульсирующими волнами наполняет мою правою руку… Плечё … предплечье … кисть руки… пальцы. Правая рука тёплая. Тоже для левой руки. Для обеих рук. Тоже с ногами. Мои руки тёплые и тяжёлые, мои ноги тёплые и тяжёлые, всё моё тело наполнено приятными и ёстественными ощущениями тепла и тяжести.

2 АП. Чувство тяжести сменяется чувством лёгкости. Можно пройти «внутренним взором» по своему телу, обращая внимание на некоторые естественные приятные и интересные ощущения. Моё дыхание спокойное и ровное. Я чувствую, как поднимается и опускается грудная клетка.
Метафора с качелями или лодкой, которая качается на волнах. Я чувствую, как поднимается моё тело, когда я делаю вдох. И опускается, когда делаю выдох… С каждым вдохом моя грудь и солнечное сплетение наполняются лёгкостью и светом… и с каждым выдохом ощущение лёгкости и света разливаются по моим рукам и ногам… Всё моё тело наполнено лёгкостью и светом.

3 АП. Изменение восприятия схемы тела и ощущение исчезновения тела. Ощущения света, лёгкости и тепла заполняют всё окружающее пространство. Бесконечное пространство заполнено светом…  Это новое и в тоже время знакомое ощущение света и энергии из которой всё появляется и в которой всё исчезает … и снова появляется…

Сюжетные представления. Воображаемая ситуация и мои воображаемые действия, объединенные общим сюжетом. Ощущения лёгкости, невесомости, парения. Описание картины природы (нет других людей и механизмов) реальной или воображаемой, придуманной. Прорабатываются аудиальная, визуальная и кинестетическая модальность (слышу, вижу и чувствую). Не нужно детального описания. Универсальная картина, общие слова. Как можно меньше рамок. Удобно расположиться. А не сесть, встать или лечь. Положительные обобщённые универсальные описания ощущений: приятный, комфортный, успокаивающий.
Сюжеты: осенний или летний утренний лес; берег моря, реки или озера; отдых в горах …любуясь снежными вершинами, можно посвятить время себе, всё, что волновало осталось внизу… ; луг – запах трав, цветов; отдых у камина после прогулки по зимнему лесу и др.
Другой вариант – сюжет с внутренним наставником – реальным или придуманным, метафорическим персонажем.
Который является носителем ценной информации, полезного опыта. В обществе наставника спокойно. Чувство надёжности, доверия, интерес к новому  опыту и готовность рискнуть… В его обществе можно вспомнить, как учился когда-то ходить, разговаривать и др.
Важно постепенное введение – дать время на вхождение. Иду по тропинке…
Постепенный выход, прощание с «местом силы», возвращение в тело, туда, откуда начиналось путешествие. 
Вспомогательные медитативные техники.
Медитацию обобщённо можно определить как концентрацию внимания на каком либо объекте - мысленном, воображаемом или реальном: аудиальном, визуальном или кинестетическом.
1. «Здесь и сейчас» переводим фокус внимания с одного вида ощущений на другой: вижу, слышу, чувствую.
2. «Небо» (или «апельсин»). Удобная поза, дыхание по «вечернему» типу. Проговариваем вслух «небо» («апельсин»). Закрыв глаза, представляем себе голубой (оранжевый) цвет, концентрируем внимание нём. Постепенно на этом голубом (оранжевом) фоне появляется картина… у каждого своя…
3. «Внутренний наставник».
- Занять удобное положение. Подготовиться, используя приёмы нервно-мышечной релаксации или аутогенное погружение.
- Представить себе такое место на природе, где вам хорошо: чувство уюта, комфорта, безопасности, спокойствия, отдыха. Это место может быть как реальным, так и придуманным. Сосредоточиться на деталях этого места. Проработать все модальности восприятия: вижу, слышу, чувствую – чувство реальности происходящего.
- Обратить внимание на тропинку (мост, лестницу и т.п.) которая начинается в вашем оазисе комфорта и спокойствия и уходит кода-то за горизонт (на вершину горы и др.). Начинаете двигаться по этому пути с ощущением лёгкости и удовольствия. С чувством интереса.
- В том направлении, в котором вы идёте, из того места, куда вы двигаетесь, идет свечение приятного для вас цвета. Вселяющее чувство спокойствия, уверенности и интереса. Это свечение двигается в вашу сторону, и вы с удовольствием и интересом ждёте его приближения.
- В приближающимся свечении вы всё отчётливее видите силуэт симпатичного вам человека, животного или воображаемого сказочного существа.
- По мере приближения этого силуэта вы можете рассмотреть его более отчётливо. Постарайтесь заметить как можно больше деталей: фигура, рост, пол, лицо, глаза, волосы, одежда...
-   Вам спокойно и уютно в присутствии этого существа.
Это ваш Внутренний Наставник.
- Вы можете спросить как его зовут, задать интересующие вас вопросы, попросить о помощи.
- Вы можете обсудить с ним то, что для вас действительно важно, как с лучшим другом, которому вы во всём и полностью доверяете.
- Обратите ваше внимание на то, что сообщит ваш Внутренний Наставник. Что это? Важные для вас слова, символический жест, или, может быть подарок…
- Договоритесь с вашим Внутренним Наставником, как с ним связаться, когда вам это будет нужно. И попрощайтесь с ним.
-  Спокойно возвращайтесь в то помещение, где находится ваше тело. Выполняете дыхание по утреннему типу и открываете глаза.  
4. Медитации, связанные с повторным переживанием реальных событий, например, купание в проруби или посещение бани, для мобилизации ресурсов, связанных с этими переживаниями.

4 ГЛАВА
Самопрограммирование.


В отличие от классической методики И.Г.Шульца, в современной системе психологической саморегуляции используются элементы Эриксоновского гипноза и НЛП для более быстрого и эффективного освоения навыков погружения в транс и развития самовнушения. В ходе современных исследований было установлено, что для большинства занимающихся лучший эффект достигается при использовании более подробных формул. При этом важно сохранить "золотую середину", т.е., количество формул должно быть оптимальным.   Со временем в процессе занятий имеет смысл делать формулы короче и уменьшать их количество.

Построение формул и их последовательность. Содержание формул определяется целью и задачами той деятельности, в рамках которой проводится психологическая саморегуляция. Для боевых искусств это:
уверенность, хорошее настроение, готовность и способность максимально эффективно использовать свои возможности;
способность видеть и предугадывать действия партнёра (противника), максимально быстро реагировать, интуитивно-рефлекторно выбирать и применять конкретный технический приём, принимать наилучшие стратегические и тактические решения.  
Для разных людей текст для самовнушения отличается, так как составляется под конкретного человека. Текст должен быть понятен и убедителен.
Формулы должны быть утверждающими, а не отрицающими. То есть говорить о том, что мы хотим получить, а не о том, от чего хотим уйти и избавиться.
Ситуативные формулы общего характера: «Я реализую свои возможности и получаю удовольствие», для конкретной ситуации: «уклоняюсь - бью», «удар – бросок – болевой» применяются в конкретной ситуации для соответствующего психологического настроя и повышения эффективности деятельности. Такие ситуативные формулы должны быть «заякорены» плановыми ежедневными тренировками, утром и вечером (когда ложимся спать и просыпаемся) минут по 15-20.
Принцип построения текста для плановой тренировки.
1. Общая релаксация.
2. Аутогенное погружение.
3. Самопрограммирование, не более семи формул, коротких, ёмких, понятных и убедительных.
4. Завершение. Вечером – переход в естественный сон. Утром – «Я хорошо отдохнул, полон энергии и готов к действию». Выполнить «утреннее дыхание», открыть глаза, встать.  
 
Заключение

Психологическая саморегуляция. Что является наиболее важным?
● Произвольная концентрация внимания во время выполнения упражнений психологической саморегуляции сама по себе является полезным навыком, так как повышает эффективность любой деятельности, где применяется.
● Непроизвольная концентрация внимания, возникающая как следствие самопрограммирования, в определённой ситуации с определёнными объектами и соответствующая реакция.  
● Использование метода идеомоторной тренировки помогает ускорить и упростить процесс обучения сложным для человека движениям и комплексам движений, как альтернатива метода проб и ошибок. Пока рисунок действия не будет сформирован на внутреннем ментальном уровне, выполнить его правильно и хорошо в реальности не получится.
● Эмоционально-волевая составляющая. Правильный психологический настрой помогает чаще добиваться успеха.
● Взаимодействие с людьми в различных ситуациях может моделироваться при помощи техники «сюжетные представления».
● Профилактика психосоматических заболеваний, таких, как болезни сердечно-сосудистой и пищеварительной системы, и др.
● Осознание цели и задач, какой либо деятельности, своих слабых и сильных сторон. Построение формул для самовнушений. Полезно как для самопознания, так и для умения формулировать свои мысли.

Ссылка на сайт http://psi911.com
Статья В.Е. Рожнова, С.И. Табачникова, А.Т. Филатова "Система специализированной психогигиенической, психопрофилактической и психотерапевтической помощи работникам в условиях современного промышленного производства" // Руководство по психотерапии / Под ред. В.Е.Рожнова. - Т.: Медицина, 1985. - С.93-99
Лобзин. «Искусство владеть собой» Наука и жизнь. 1978.
© 2024. Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр внешкольной работы «Поиск» городского округа Самара