Авторская песня как средство нравственно-эстетического воспитания школьников
Автор Паньшина Ольга Петровна | |
28.02.2012 г. | |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ Методическая работа «Авторская песня как средство нравственно-эстетического воспитания школьников» Выполнила: педагог дополнительного образовании Самара, 2010 г. Институты воспитания детей и подростков – это отлаженная временем структура, в которой уже давно отсутствуют разногласия по поводу того, что вопросы воспитания необходимо решать систематически и целенаправленно. Актуальность продиктована темпами времени, инновациями всех областей жизненного пространства, влияющих на изменения духовного и физического развития личности. Неизменной в этой структуре остаётся только сама фигура человека, окружение которого формирует его воззрение на мир. Следовательно, во все времена вопросы воспитания, в частности определения средств воспитания, будут оставаться актуальными. И чем раньше этот процесс запускается в работу на определённом промежутке времени, тем действеннее результат. Такое средство воспитания, как авторская песня используется в детском объединении «Союз друзей» на базе подросткового клуба «Каскад». Как известно из широко доступных источников – в основе воспитания лежат эстетический и нравственный аспекты. Фундамент и здание воспитания человека закладывают семья, детские учреждения, образовательные заведения, дворовые клубы, клубы по интересам, курсы, кружки. Направленные образовательные предметы – литература, история, обществознание, музыка, мировая художественная культура, основы государства и права, эстетика, логика, философия искусств – призваны формировать гармонию понимания мира, глубину которого предстоит осознавать ещё не одному поколению. Авторская песня может стать частью любого из вышеперечисленных предметов, так как является синтетическим жанром, в основе своей преподнося гармонию понимания мира. Можно сказать, главный вопрос, на который отвечает жанр авторской песни: как оставаться Человеком. Архитекторы, физики, химики, кандидаты наук и, конечно, филологи, литераторы, работники культуры, музыканты – те, кто на своих плечах несут по жизни этот жанр. В их личностном становлении приняла самое активное участие студенческая атмосфера периода 60-70-ых годов, на которые выпал активный расцвет авторской песни в России и тогда ещё союзных республиках. Отсюда хорошо просматривается широта воздействия жанра, направленного не только на узкого специалиста, а на человека, желающего познавать, искать и находить, прежде всего, себя, как думающего человека, независимо от профессии. Песенное воздействие несомненно – ведь не уходит в небытие этот жанр уже более полувека, а за каждой признанной песней стоит не просто автор, а личность, с глубокими убеждениями, с прочными принципами. Процесс перевоспитания куда сложнее процесса воспитания. Привитые духовные ценности до возраста пяти лет, как утверждали педагоги классической школы – В.А.Сухомлинский, К.Д.Ушинский, С.Соловейчик – основа здорового образа жизни человека. Окунувшись в сегодняшнюю действительность, можно проанализировать – насколько снизился возраст преступлений. А для переступления грани маленький человек должен быть научен видеть саму грань и чётко разделять плохое и хорошее. Естественно, первой ступенью воспитания является семья. Если мама или папа поют колыбельную своему чаду, если в доме заведены «музыкальные часы», когда вся семья прослушивает или исполняет «умные» песни – ребёнок растёт более уравновешенным, его познавательный процесс черпается из содержания песен, богатый словарный запас помогает в формировании свободной, насыщенной литературными приёмами, речи. Дружеская, доверительная обстановка между взрослым и ребёнком влечёт за собой крепкие, здоровые семейные отношения. В младшем школьном и детсадовском возрасте необходимо создать почву для проникновения зёрен чувствования и переживания. Акцент для этого возраста можно сделать на песнях, развивающих образное мышление, воспитывающих смекалку, фантазию, логику, а так же умение разграничивать хорошее и плохое, красивое и безобразное. Авторкая песня для детей младшего возраста представлена великолеп-ными песнями Сергея Никитина на стихи Юны Мориц, Самуила Маршака, Олега Чухонцева, Давида Самойлова и др, детские песни авторов Игоря Гольдина, Раисы Нур. Образное мышление развивается благодаря словесной картине, и если в этой картине имеют место добропорядочность, дружба, любовь к ближним, радость от встречи с другом – проникновение такой песни, даст ребёнку возможность стать добрее, ласковее, лучше. Несомненно, в эту почву благодатнее упадут зерна, заложенные в семье. Когда такой ребёнок попадает в клуб, он попадает «домой» и участвует в создании благоприятной клубной атмосферы, помогая мне, как педагогу. Выросшие «клубные» частенько приводят в клуб своих детей. Но и дети неблагополучных родителей начинают тянуться к хорошему, учась испытывать радость жизни. Преподнесение авторской песни, как правило, идёт в доверительной манере, не отягощаясь дополнительными инструментами, не призывая к двигательным упражнениям. Она, как приятный собеседник, затягивает в поле контакта. Слушатель такой песни порой испытывает целую гамму чувств – от радости до переживаний, от гордости за другого до угрызения совести. Но все эти чувства в полной мере сможет переживать уже подросток. Поэтому песни для подростков преследуют цель – наполнения глубоким содержанием, эстетическими параметрами. Даже если ребёнок только слышит в записях песни Окуджавы, Визбора, Берковского, Веры Матвеевой (список можно насыщать ещё не одним десятком фамилий представителей жанра авторской песни), он уже подсознательно воспринимает доверительную интонацию этих песен, что, несомненно, в сложной ситуации, подскажет сознательный выбор в правильную сторону. Камерность инструмента «гитара» позволяет высветить лёгким аккомпанементом авторское произведение. Не многие из ярких представителей жанра владеют гитарой на высшем уровне. Гитарное сопровождение, скорее помогает создать лёгкое ненавязчивое музицирование для преподнесения словесного содержания. Песня, тем не менее, воспринимается слушателем, как гармоничное целое, т.к. за исполнением стоит Человек, которому есть что сказать. В условиях современных технологий автору-музыканту доступны все средства обучения, поэтому уже в сегодняшней песне аккомпанемент насыщен и виртуозной игрой и сложными музыкальными ходами. И если подобный аккомпанемент не мешает содержанию – он естественно вписывается в жанр. Интонационное воздействие на слушателя в авторской песне идёт не в назидательной, не навязчивой форме, а располагает к мысленной беседе с автором. Не секрет, что мотивацией ученика в процессе обучения является участие в конкурсах, но не сбрасывается со счетов и творческая мотивация: ученик берёт на себя ответственность за публичное выступление, преподнося самостоятельно сочинённое произведение, или показывая исполнительское мастерство. Любой аспект этой стороны выполняет воспитательные задачи – ребёнок, слушая или обучаясь, прикасается к творческому процессу, проносит через себя переживания за преподнесение содержательной и эстетически-музыкальной составляющих. Не секрет, что до сего времени идёт путаница в определениях жанра. Многими наименование «авторская песня» ошибочно понимается, как «песня, написанная автором» и не более того, а не так как надо бы на самом деле определить (здесь мне ближе определения А.Анпилова – «авторская – значит, штучная» и В.Ланцберга – «авторская – значит, личностная»). Размышления о том, что это жанр, определения которого лежат в плоскости «нравится – не нравится», «в музыке всего семь нот», что «это то, что мне хочется напеть»… - уводят в сторону дилетантского подхода, а так же в сторону расширения границ жанра в бард-рок, бард-джаз, бард-фолк, бард–боса-нова…Собранная по крупицам авторская песня даёт богатейший материал, который можно использовать в воспитательных целях. Правильно преподнесённая, она способна творить Человека, воспитывая в нём лучшее, и обогащать этим достояние государств. Весомое значение вопросу терминологии уделил Леонид Петрович Беленький в своей работе «Авторская песня как особое явление отечественной культуры в форме художественного творчества», где доступно и чётко теоретизированы основные аспекты авторской песни, как жанра. Если изучить историю древней песни, можно натолкнуться на один немаловажный факт – первые песни не придумывались, они появлялись, как продолжение событий жизни: у матерей – чтобы убаюкать детей, у воинов – чтобы запугать врага и настроить себя на бой, у вдов – чтобы оплакать, навыть, подобно волку, боль расставания, у верховодителей – чтобы складно донести свою мысль народу. Историческими эти песни назовут позже. Они будто движение истории – не нарочиты, не придуманы. Для авторской песни документальность является одним из неотъемлемых качеств, ведь автор не возник ниоткуда, его породила эпоха. Автор подобных песен – глубоко думающий индивид, владеющий культурой мышления, знающий его законы, он способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы, умеет использовать общие подходы наук применительно к тем или иным видам профессиональной и социальной деятельности. Личность, появление которой зарождается в детских умах, на которые мягко, эстетично и обоснованно способна воздействовать авторская песня. Авторская песня, преподаваемая в образовательных учреждениях, в подростковых клубах, даст возможность воспитать человека здоровой формации, человека, способного бережно относиться к культуре, в том числе межнациональной, к окружающим, самому себе; воспитанного с духовными, познавательными, этическими и эстетическими качествами личности через знакомство с историей авторской песни; воспитанного в традициях культуры общения, культуры быта, уважения к этим традициям; воспитанного гражданина и патриота. |