Выдвигающееся меню

Автор Паньшина Ольга Петровна   
28.02.2012 г.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
Центр внешкольной работы «ПОИСК» г.о. Самара

Методические рекомендации по реализации авторской программы «Союз друзей» в подростковом клубе «Каскад» ЦВР «Поиск»

Автор – составитель: Паньшина О.П.,
Педагог дополнительного образования п/к «Каскад» ЦВР «Поиск»

Самара, 2010

В подростковом клубе в отличие от массовой школы имеются все условия для того, чтобы разделять детей по их индивидуальным особенностям и интересам; учить всех по-разному, корректируя содержание и методы обучения в зависимости от уровня умственного развития и конкретных возможностей, способностей и запросов каждого ребенка.

Условием эффективности освоения любой учебной программы в дополнительном образовании является увлечённость ребенка той деятельностью, которую он выбирает. Нельзя навязать ребенку стремление к творчеству, заставить его мыслить, но можно предложить ему разные способы достижения цели и помочь ему её достичь, научить приёмам, необходимым для этого. Поэтому в системе подростковых клубов учебную программу можно создать под каждого ученика.

Принципиальным является то, что в подростковом клубе нельзя заставить ребенка учиться, а возможно создать условия для грамотного выбора каждым содержания изучаемого предмета и темпов его освоения.  Ребенок приходит сюда сам, добровольно, в свое свободное время от основных занятий в школе, выбирая интересующий его предмет.

И для каждого воспитанника составляется индивидуальная образовательная программа, которая, в отличие от учебной, носит индивидуальный характер, основывается на характеристиках, присущих данному воспитаннику, гибко приспосабливается к его возможностям и динамике развития.

1. Опыт реализации программы «Союз друзей»

Авторская программа «Союз друзей» начала реализовываться в подростковом клубе «Каскад» в 2006 году. Характерная особенность программы в том, что в ней предполагается формирование коллектива ребят с высоким уровнем взаимоотношений, референтного для всех членов, создание тёплой атмосферы для творческого развития каждого, В связи с этим педагоги, работающие по этой программе, должны стать для ребят не просто учителями, а равноправными товарищами, друзьями, имеющими право на ошибки и способными выслушивать их критику. Необходимо, чтобы приходящий новичок сразу столкнулся с системой ценностей, декларируемой педагогами и поддерживаемой ребятами.

По программе освоение песенного материала идёт от распространённых песен из кинофильмов к песням более личностного характера, от известных бардов (Высоцкий, Окуджава), к "широко известным в узких кругах". Но нужно сразу же создать насыщенную песенную среду, на каждом занятии должно звучать не менее 10-15 песен, как уже слышанных, так и новых, в записях и в исполнении педагога и старших ребят. Для этой же цели создаётся аудио и видеотека, из которой материалы выдаются для прослушивания домой.

Естественной областью бытования авторской песни всегда являлось пение у костра, в лесу, в походе, поэтому в программе важное место отводится туризму и экологической деятельности, как естественным проблемным воспитывающим ситуациям. В походе у костра создаётся интимная, доверительная атмосфера, а гитара становится необходимым предметом туристского снаряжения. Поэтому с начала сентября, как только сформировалась группа, мы отправляемся в поход. Это походы выходного дня по ближайшим туристическим маршрутам: Лысая гора, Курумоч, Берёзовая роща, Царёв курган и т.п. В походных условиях ребёнку легче раскрыться самому, узнать и понять других и подружиться.

2. Особенности набора обучающихся в объединение «Союз друзей»

Гитара для подростков является очень притягательным инструментом. Все ребята, заходя в клуб и видя гитару, сразу же хотят на ней «побренчать». Как только во дворах микрорайона появились объявления о наборе в клуб, ребята из ближайших домов стали учиться игре на гитаре, но сразу обнаружились трудности, надо же было долго тренироваться, и некоторые не выдерживали. Кроме того подростки постарше уже имели привязанность к другим музыкальным жанрам, например, року, регги, рэпу и т.д. Поэтому для полной комплектации групп надо было идти в школы.

Из близлежащих школ самой близкой была школа №58. Педагог-организатор легко откликнулась на просьбу о наборе ребят, но, оказалось, что в школе имеется школа искусств, в которой есть педагог классической гитары. Все школьники этой школы, желавшие научиться на гитаре, предпочитали заниматься в школе искусств. В основном набор воспитанников проводился в школах 54, 144, 92. В школах вывешивались объявления и, кроме того, приглашались школьники средних классов, начиная с шестого.

В настоящее время большая доля воспитанников, интересующихся этой программой, знакомится с деятельностью клуба в интернете на странице клуба на сайте VKontakte и в дальнейшем приходит на занятия.

3. Формы и методы работы с воспитанниками по реализации программы

В настоящей программе предполагается использование разных методов обучения. Так, яркий эмоциональный рассказ о случаях из жизни авторов, об интересных историях создания и бытования песен создаёт дополнительный стимул к освоению материала.

Беседа о творчестве того или иного барда может опираться на знания учащимися фактов истории, литературных произведений, на темы которых написаны песни и т. д.

Лекция-концерт применяется для ознакомления учащихся с биографией и творческим путём бардов, или творческих объединений. Может быть тематической по песням разных авторов.

Не у всех авторов можно узнать о замысле песни. Смысловому разбору песни посвящаются учебные дискуссии. Спор о смысле всегда вызывает желание узнать больше об авторе и услышать другие его песни.

Большое значение имеет работа с книгой, как со сборниками песен, самоучителями игры на гитаре, определителями аккордов, так и с книгами по истории авторской песни, воспоминаниями, журналами по этой тематике.

Обучение новым приёмам игры всегда начинается с демонстрации педагогом этих приёмов и использования их в разных песнях.

Необходимо наличие аппаратуры для использования видеометода. В настоящее время имеется много видеоматериалов, на применение которых рассчитано в данной программе.

Метод упражнений - надёжное средство успешного овладения гитарным аккомпанементом.

4. Опыт взаимодействия с родителями и организациями-партнёрами

Родители воспитанников клуба «Союз друзей» являются активными участниками учебно-воспитательного процесса. Родители принимают активное участие в организации и проведении концертных программ клуба, поездок на слеты и фестивали авторской песни, экологических экспедиций и туристских походов. Совместно с выпускниками клуба родители оказывают содействие в приобретении музыкальных инструментов, необходимых для обучения по программе, в финансировании поездок и помощь в материально-техническом обеспечении клуба.

Активная творческая деятельность клуба не была бы возможна без помощи организаций-партнеров. Так, совместно с ТОС № 3 клуб организует праздничные концерты для детей, ветеранов и других жителей микрорайона.

В организации и проведении творческой программы детско-юношеского лагеря «Три квартала» на Грушинском фестивале клуб сотрудничает с Организационным комитетом Фестиваля  и общественными организациями – «Союз бардов Самары», «Федерация детских организаций Самарской области».

Ежегодно воспитанниками и выпускниками клуба проводится традиционный Открытый Фестиваль авторской песни и поэзии «Прислушайтесь!» для учащихся города Самары, авторов и исполнителей. Фестиваль проводится на территории Центра внешкольной работы «Поиск» г. Самары. 

5. Диагностика результативности обучения по программе

Отличительность сети учреждений дополнительного образования детей от других образовательных учреждений заключается в том, что мы проходим с ребенком другой образовательный путь. Мы не только даем ему поддерживающую информацию, главное - мы включаем его в деятельность. Когда ребенок осваивает ту или иную область человеческой деятельности, человеческого знания, приобретает умения и навыки, вглядывается в мастерство своих рук, в совершенство своего педагога, тогда ребенок имеет возможность выбирать и свой выбор осваивать. Так, показателями результативности деятельности являются: достижения детей в их количественном выражении (награды, победы, места и пр.) и полученных ими за определенный период времени; суммарное разнообразие видов деятельности, социальная значимость реализуемых проектов, качество коллективных творческих дел.

Для социально-психологического исследования коллектива (измерение коэффициента групповой сплоченности, определение социальных статусов членов группы) в процессе реализации программы успешно применяются методы социометрии (социометрические тесты, социограммы).

С первого же года обучения на каждого участника заводится страничка в репертуарном журнале, куда записываются все выученные им песни.

Для определения творческого роста используются обсуждения в группе, выступления в концертах и на фестивалях, прослушивание на творческих мастерских известных авторов-исполнителей.

Появлению "звёздной болезни" у талантливых ребят препятствуют разборы в общем кругу вокруг свечи.
В  группе используется интерактивный подход, основанный на свободе воспитанника, решающего образовательную задачу, на обратной связи в системе преподаватель - ученик, на непрерывном общении учащихся, слежении за реакцией обучаемых. В процессе беседы, а также с помощью тестов и опросников выясняется способность учащегося ориентироваться в данной теме, определяется уровень воспитанности и эмоциональный фон.

Уровень усвоения теоретических знаний и умений проверяется практически на концертах, творческих встречах, в походах выходного дня, в экологических экспедициях, на слетах и фестивалях авторской песни.

© 2024. Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр внешкольной работы «Поиск» городского округа Самара