Выдвигающееся меню

Автор Ширшова Ольга Владимировна   
03.10.2012 г.
Методические рекомендации «Воспитание искусством в подростковом клубе»
Автор: педагог-организатор подросткового клуба «Юность» (ул. Авроры, 122)
Ширшова Ольга Владимировна
Самара, 2010 г.

Содержание.

1.Введение. Эстетическое воспитание как неотъемлемая часть мировоззренческого становления детей и подростков.
2.Эстетика быта в подростковом клубе.
3.Искусство как главная часть эстетического воспитания.
4.Различные виды искусств в клубе.
5.Театр как особый синтетический вид искусства.
6.Заключение.
7.Приложения.

"Будущее человечества сидит сейчас за партой, оно еще очень наивно, доверчиво, чистосердечно. Оно целиком в наших взрослых руках. Какими мы сформируем их, наших детей, - такими они и будут. И не только они. Таким будет и общество через 30 - 40 лет, общество, построенное ими по тем представлениям, которые мы у них создадим"
 Б. М. Неменский

Эстетическое воспитание как неотъемлемая часть мировоззренческого становления детей и подростков

Формирование любого мировоззрения не может считаться законченным, если не сформированы эстетические взгляды. Без эстетического отношения мировоззрение не может быть подлинно цельным, способным объективно и во всей полноте охватить действительность.

В последние годы возросло внимание к проблемам эстетического воспитания как важнейшего средства формирования отношения к действительности, средства нравственного и умственного воспитания, т.е. как средства формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности. Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоционально психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю и другие психические процессы.

Научить видеть прекрасное вокруг себя, в окружающей действительности призвана система эстетического воспитания. В Кратком словаре по эстетике эстетическое воспитание определяется как "система мероприятий, направленных на выработку и совершенствование в человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное и возвышенное в жизни и искусстве". В определении речь идет о том, что эстетическое воспитание должно вырабатывать и совершенствовать в человеке способность воспринимать прекрасное в искусстве и в жизни, правильно понимать и оценивать его, но и подчеркивается, что эстетическое воспитание не должно ограничиваться только созерцательной задачей, оно должно также формировать способность создавать прекрасное в искусстве и жизни.

Д. Б. Лихачев в своей книге "Теория эстетического воспитания школьников" пишет: "Эстетическое воспитание - целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить "по законам красоты".

Общаясь с эстетическими явлениями жизни и искусства, подросток, так или иначе, эстетически развивается. Но при этом им не осознается эстетическая сущность предметов, а развитие зачастую обусловлено стремлением к развлечению, к тому же, без вмешательства извне у подростка могут сложиться неверные представления о жизни, ценностях, идеалах.

Лихачев, также как и многие другие педагоги и психологи, считает, что только целенаправленное педагогическое эстетико-воспитательное воздействие, вовлечение детей в разнообразную художественную творческую деятельность способны развить их сенсорную сферу, обеспечить глубокое постижение эстетических явлений, поднять до понимания подлинного искусства, красоты действительности и прекрасного в человеческой личности.

В результате вот основные положения, говорящие о сущности эстетического воспитания:
1. Это процесс целенаправленного воздействия.
2. Это формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать ее.
3. Формирование эстетических вкусов и идеалов личности.
4. Развитие способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного.

Помимо формирования эстетического отношения детей к действительности и искусству, эстетическое воспитание параллельно вносит вклад и в их всестороннее развитие. Эстетическое воспитание способствует формированию нравственности человека, расширяет его познания о мире, обществе и природе. Разнообразные творческие занятия детей способствуют развитию их мышления и воображения, воли, настойчивости, организованности, дисциплинированности.

Любая цель не может рассматриваться без задач. Большинство педагогов выделяют три ведущие задачи:
Итак, во-первых, это создание определенного запаса элементарных эстетических знаний и впечатлений, без которых не могут возникнуть склонность, тяга, интерес к эстетически значимым предметам и явлениям.

Суть этой задачи состоит в накоплении разнообразного запаса звуковых, цветовых и пластических впечатлений.

Вторая задача эстетического воспитания состоит в формировании на основе полученных знаний и развития способностей художественного и эстетического восприятия таких социально-психологических качеств человека, которые обеспечивают ей возможность эмоционально переживать и оценивать эстетически значимые предметы и явления, наслаждаться ими.

С эстетическим любованием тесно связана общая способность к глубокому переживанию. Глубокое переживание эстетического чувства неразрывно со способностью эстетического суждения, т.е. с эстетической оценкой явлений искусства и жизни.

 Третья задача эстетического воспитания связана с формированием у каждого воспитуемого эстетической творческой способности. Суть этой задачи заключается в том, что ребенок должен не только знать прекрасное, уметь им любоваться и оценивать, а он еще должен и сам активно участвовать в создании прекрасного в искусстве, жизни, труде, поведении, отношениях.

Скачать полностью методическое пособие "Воспитание искусством".

© 2024. Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр внешкольной работы «Поиск» городского округа Самара